Рост бюджетных расходов в мае замедлился

A A= A+ 11.06.2024 Новости БД
По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в январе–мае 2024 года сократился до 983 млрд руб. (0,5% ВВП) по сравнению с 1484 млрд руб. (0,8% ВВП) по итогам января–апреля.  В соответствии с новыми поправками в закон о бюджете на этот год, которые правительство внесло в Госдуму,  плановый дефицит федерального бюджета в 2024 году повышен до 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП (по сравнению с 1,6 трлн руб. (0,9% ВВП) в действующем законе о бюджете).
 
Исходя из данных Минфина, в мае мог сложиться профицит бюджета в размере около 500 млрд руб. Этому могла способствовать стабилизация бюджетных расходов, +4,5% (г/г), после их ускоренного роста в феврале–апреле. Одновременно рост нефтегазовых доходов, +39,1% (г/г), в мае замедлился по сравнению с апрелем вследствие отсутствия квартального НДД, а в ненефтегазовых доходах годовая динамика, +23,9% (г/г), несколько ускорилась.
 
В целом данные за пять месяцев 2024 года показывают значительный рост доходов бюджета, +45,5% (г/г), как нефтегазовых +73,5% (г/г), росту которых помогла благоприятная конъюнктура цен на нефть и единовременное поступление в феврале доплаты по НДПИ на нефть за IV квартал 2023 года, так и ненефтегазовых, +34,1% (г/г), которые пока складываются выше плана за счет более высокой экономической активности (и, вероятно, более высокой траектории инфляции).
 
Поправки к закону о федеральном бюджете предполагают сокращение нефтегазовых доходов в этом году на 519 млрд руб. по отношению к действующему закону.  Как говорится в пояснительной записке, это обусловлено уточнением законодательства, структуры объемов добычи и экспорта углеводородного сырья, изменением в 2024 году прогноза цен на нефть и газ, а также курса доллара США по отношению к рублю. В законопроект заложена более близкая к текущим условиям экспортная цена российской нефти ($65 за баррель вместо $71 за баррель). При этом оценка базовых нефтегазовых доходов (которые влияют на структурный дефицит бюджета) немного повышена, а сокращение НГД связано со снижением оценки дополнительных нефтегазовых доходов, что означает меньший объем пополнения ФНБ по итогам года, но не увеличивает потребность Минфина в заимствованиях. Между тем, на наш взгляд, риски возможного недополучения нефтегазовых доходов связаны с возможным продолжением снижения цен на российскую экспортную нефть, а также с более сильным курсом рубля, чем заложено в новых поправках (94,7 руб./$).
 
Оценка ненефтегазовых доходов этого года в поправках к бюджету увеличена на 516 млрд руб.., что объясняется пересмотром в сторону повышения прогноза экономической активности и фактической траектории поступления крупнейших налогов. Дополнительные ненефтегазовые доходы (а также  ожидаемое увеличение поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в госсобственности) будут направлены на финансирование увеличения госрасходов (+522 млрд руб.. к ФЗ о бюджете): это соответствует бюджетному правилу.
 
Минфин сообщает, что  «закладываемая параметризация доходной базы и расходных обязательств федерального бюджета обеспечивает первичный структурный баланс с 2025 года в соответствии с параметрами «бюджетного правила». Это будет содействовать усилению сдерживающего влияния операций бюджетного сектора на инфляционные процессы, а на среднесрочном горизонте поддержит устойчивость бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации». Это может означать, что заявленные ранее сроки нормализации бюджетной политики (с 2025 года) остаются в силе, и дополнительные расходы на реализацию президентского послания будут финансироваться за счет повышения ненефтегазовых доходов. Пока было заявлено, что Минфин ожидает от налоговой реформы дополнительные 2,6 трлн руб. доходов в будущем году, а совокупные расходы бюджета на реализацию мер из послания президента Федеральному собранию на период до 2030 года оцениваются в 9 трлн рублей (т.е. в среднем примерно 1,5 трлн руб. в год). При этом, как отметил министр финансов Антон Силуанов, если у государства будет «больше возможностей», то эти расходы могут и вырасти.
 
Для инвесторов возвращение к более сбалансированным темпам роста бюджетных расходов в мае (если оно получит продолжение) может означать меньшее инфляционное давление на экономику со стороны бюджетного стимулирования и, возможно, снижение необходимости в дополнительном повышении ключевой ставки ЦБ. В принципе, «в эту же сторону» работает уточнение бюджетных параметров по итогам текущего года (покрытие дополнительных расходов бюджета дополнительными ненефтегазовыми доходами, без использования таких проинфляционных механизмов финансирования дефицита бюджета, как увеличение потребности в заимствованиях или расходование средств ФНБ вне механизма бюджетного правила) и подтверждение планов нормализации бюджетной политики с 2025 года.  Это может способствовать постепенному сокращению премии в доходностях ОФЗ.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Автоматизация контроля качества и больше удобства в обновленной Речевой аналитике от BSS В обновленной версии Речевой аналитики BSS появился автоматический расчёт планов и прогнозов нагрузки на контролёров качества. Также автоматизирован новый тип задач «Аудит контролёров», добавлены расширенные отчеты, показывающие выполнение плана работ и количество переработок в детализации по контролёрам отдела качества контакт-центра.Компания BSS выпустила масштабное обновление своей системы Речевой аналитики, в которой реализован инновационный Модуль контроля качества. Автоматизирован непростой процесс расчета планов и прогнозов нагрузки по задачам контролёров с использованием умных алгор
АОИП приняла участие в обсуждении состояния и перспектив развития регионального финансового рынка Директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциации краудфандинга) Кирилл Косминский принял участие в работе XXI Межрегиональной конференции «Региональный финансовый рынок», которая прошла в Тюмени 27 марта 2025 года.Руководители органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Уральского федерального округа, Банка России, ведущих федеральных институтов развития, представители кредитных организаций, инвестиционных компаний, платформенных сервисов, деловых объединений собрались на площадке конференции, организованной Ассоциацией «Россия». Дирек
НОВИКОМ получил «зеленый» сертификат происхождения электроэнергии НОВИКОМ получил сертификат происхождения 767 тыс. кВтч низкоуглеродной электроэнергии, произведенной на Ленинградской АЭС, в рамках сотрудничества с АО «Мосэнергосбыт». Документ удостоверяет отсутствие выбросов парниковых газов при выработке электроэнергии, используемой в деятельности компании, и фиксирует ее низкоуглеродное происхождение в соответствии с национальной системой энергосертификации.НОВИКОМ последовательно внедряет принципы устойчивого развития в свою деятельность и поддерживает инициативы, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду. И использование чисто
Интерес к возможностям инвестиционных платформ возрос в Кузбассе Ассоциация операторов инвестиционных платформ (Ассоциация краудфандинга) наращивает информационное и экспертное взаимодействие с авторами деловых и социальных инициатив в Кемеровской области.Началом активной работы АОИП в Кузбассе стало участие представителей руководства ассоциации в качестве экспертов в разработке и реализации социальной инициативы группы жителей Анжеро-Судженска по созданию в рамках Национального проекта «Комфортная городская среда» Аллеи героев-авиаторов, которая должна стать особой архитектурной частью центрального парка города. Сбор средств на реализацию иници
Все корпоративные новости »