Треть россиян изменили СВОИ сберегательные стратегии в новой социально-экономической ситуации

A A= A+ 14.03.2022 Новости БД

Социально-экономическая конъюнктура в России стремительно меняется. Для того, чтобы отслеживать эти изменения и реакции населения на них, запущен Оперативный социально-экономический мониторинг НАФИ. Будьте в курсе событий – следите за нашими новостными рассылками!

МОСКВА, 14 марта 2022 года. Изменение экономической конъюнктуры повлияло на финансовое поведение населения – россияне начали чаще откладывать средства, применяя разные финансовые стратегии. В рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ сравнил типичное сберегательное поведение россиян (как люди обычно распоряжались доходами в повседневной жизни) с их поведением в изменившихся социально-экономических условиях (как распоряжаются деньгами сейчас и планируют ли формировать сбережения в самое ближайшее время) [1]. Доля россиян, которые стараются так или иначе сберегать часть своих средств, выросла с 68% до 81%.

Существуют три основных способа распоряжения средствами: сначала отложить часть дохода, а затем потратить оставшиеся деньги на текущие нужды; сначала потратиться на повседневные нужды, а остаток средств отложить «про запас»; и, наконец, потратить весь доход, ничего не сберегая на будущее.

 «Как Вы (Ваша семья) распоряжаетесь доходами в повседневной жизни?», % от всех опрошенных

 

ДО изменения социально-экономической ситуации

ПОСЛЕ изменения социально-экономической ситуации

Откладываем средства

68

81

Стараемся сначала что-то отложить, а остальные деньги тратим на текущие нужды

23

29

Тратим деньги на текущие нужды, а что остается – откладываем

45

52

Тратим все деньги на текущие нужды и ничего не откладываем

30

16

Затрудняюсь ответить

2

3


Изменения коснулись всех основных стратегий распоряжения финансами. Доля россиян, старающихся при получении дохода сначала откладывать часть средств, а остаток тратить на текущие потребности, после изменения социально-экономической ситуации выросла на 6 п.п. с 23% до 29%.

Выросла и доля тех, кто сначала расходует часть полученных средств на удовлетворение текущих нужд, а остаток пытается сберегать (рост на 7 п.п. с 45% до 52%). Эта стратегия по-прежнему лидирует, и несмотря на то, что ее нельзя назвать финансово грамотной, у ее приверженцев по меньшей мере существует установка на формирование накоплений.

Доля россиян, которые считают, что не нужно откладывать часть дохода и делать какие-либо сбережения, сократилась на 14 п.п. с 30% до 16%.   

Наиболее рациональное поведение с точки зрения управления личными финансами демонстрируют граждане в возрасте 25-44 лет – в этой возрастной группе наблюдается выраженная смена сберегательной стратегии в сторону формирования ежемесячных накоплений.

 

Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«На протяжении десятилетия систематических замеров финансового поведения россиян, мы видим устойчивый тренд на увеличение доли граждан, которые делают ежемесячные сбережения. Нынешняя социально-экономическая ситуация стала своего рода проверкой на прочность выработанных практик управления личными финансами. Для большинства граждан текущее состояние неопределённости лишь укрепило или ускорило переход к практике рационального сберегательного поведения. В то же время часть россиян склонны продолжать тратить средства, не учитывая необходимость откладывать деньги и закрывая имеющиеся потребности, в том числе запасаясь товарами, которые потенциально могут быть дефицитными. Подобные траты часто могут носить импульсивный и нерациональный характер, учитывая воздействие общего негативного новостного фона, а также данных из непроверенных, недостоверных источников».

Методология:

Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

 

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

 

[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Совкомбанк создает условия для увеличения рождаемости Надия Имаметдинова, HR-директор Совкомбанка, приняла участие во всероссийской конференции «Россия – большая семья больших семей. Многодетность как новая норма». Участники представили лучшие корпоративные практики, содействующие достижению целей демографической политики страны.Группа «Совкомбанк» регулярно расширяет социальный пакет в отношении членов семьи сотрудников. На текущий момент действуют специализированные программы ДМС, компенсация оплаты частных детских садов, выплаты за рождение, помощь при подготовке ребенка к поступлению в вуз и первоклассников в школу. Совкомбанк фин
Новикомбанк развивает цифровые форматы Представитель опорного банка Госкорпорации Ростех выступил на XIII Международной конференции «Мобильные финансы-2024», которая прошла в Москве. Эксперт рассказал о рыночных тенденциях в цифровизации, а также о диджитал-продуктах банка.В своем выступлении Директор департамента цифрового бизнеса и программ лояльности Новикомбанка Евгений Гладилин отметил, что на сегодняшний день в банковских технологиях выделяется несколько основных направлений развития: цифровые продукты, автоматизация платежей (шаблоны, подписки, автоплатежи), альтернативные методы оплаты (QR-коды, Pay-сервисы) и партнерство с
СК «Гайде» обеспечила ОСОПО Токсовскую межрайонную больницу СК «Гайде» выиграла конкурс на право оказания услуг по обязательному страхованию ответственности при эксплуатации опасных объектов для Токсовской межрайонной больницы (ГБУЗ ЛО «Токсовская КМБ»).По условиям договора, страховой защитой обеспечена площадка газификатора медицинского учреждения. Токсовская межрайонная больница — государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области. АО «СК ГАЙДЕ» — это российская страховая компания, основанная в Санкт-Петербурге в феврале 1993 года и предоставляющая широкий спектр страховых услуг для частных лиц
Краудфандинговые технологии: эволюция совместного потребления Краудфандинговые технологии, являющиеся частью шеринговой экономики, получили широкое распространение с развитием интернета в конце 2000-х годов. Согласно зарубежному сайту статистики, на начало 2020 года количество интернет-пользователей в мире достигло 4,5 миллиарда человек, из которых 3,8 миллиарда были активными пользователями социальных сетей. В России число интернет-пользователей составило около 118 миллионов, что соответствует 81% населения страны.Одним из подтипов шеринговой экономики является краудсорсинг, включающий множество подвидов. Шеринговая экономика объединяет как бытовые прим
Все корпоративные новости »