Доля #безналичных #платежей россиян за повседневные покупки достигла 76%, увеличившись на 5% за год. Причины – последствия антиковидных ограничений, а также развитие цифровых сервисов и программ лояльности российских банков и платёжных систем. Основным драйвером роста выступает молодое поколение. Об этом говорится в новом исследовании Платежного сервиса СКРЕПКА.
Согласно полученным данным, 55% россиян используют для оплаты покупок в офлайн-магазинах пластиковые карты, 21% – бесконтактные платежи через сервисы Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay, еще 24% пользователей предпочитают расплачиваться наличными.
Наиболее активно использовали безналичную оплату в ХМАО – Югра (84%), Хабаровском крае (83%), Челябинской области и г. Санкт-Петербурге (79%), Тюменской области и г. Москве (78%), Пермском крае и Свердловской области (76%), республике Башкортостан и Иркутской области (75%), Алтайском крае и Калининградской области (74%), Красноярском крае, Новосибирской области и республике Татарстан (73%). Ленинградская и Московская области отстают от столичных показателей на 8 и 9 п.п. и составляют 70% и 69% соответственно.
Среди самых «наличных» регионов оказались Саратовская область (56%), республика Марий Эл (57%), Ставропольский край (61%) и Краснодарский край (64%).
Дополнительный опрос пользователей показал основные причины, по которым россияне не используют бесконтактные платежи через сервисы Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay. Среди наиболее частых причин - привычка оплачивать покупки другими способами (31%) и отсутствие технологии NFC в телефоне (22%). 14% опрошенных не придают значения способам оплаты, а еще 13% не используют бесконтактную оплату из соображений безопасности.
«Доля безналичных и бесконтактных платежей стабильно растет в крупных городах, – отмечает Алексей Шумилин, основатель и генеральный директор платежного сервиса СКРЕПКА. – Пандемия укрепила и углубила существующий тренд на отказ от наличных денег и переход на электронные способы расчетов. Кроме того, серьезное влияние на процесс оказало развитие цифровых сервисов и программ лояльности, которые и до коронакризиса выступали драйверами мирового финансового рынка. Россия показывает стабильно растущие показатели перехода на безналичные платежи во многом благодаря развитию информационных технологий в финансовом секторе. Основная доля безналичных и бесконтактных платежей приходится на молодое поколение. Самые активные пользователи – молодые люди в возрасте 25-35 лет».
По данным Boston Consulting Group (BCG) за 2019 год, Россия заняла четвертое место в мировом рейтинге стран, чье население в пандемию активно отказывалось от наличных в пользу безналичных платежей. Согласно подсчетам Банка России, только за 2020 год доля безналичных расчетов выросла почти до 70%.
При подготовке исследования были изучили способы оплаты товаров FMCG в офлайн-магазинах (супермаркетах и частных магазинах формата «у дома») по чекам пользователей приложения. Три тысячи пользователей СКРЕПКИ ответили на дополнительные вопросы для определения доли бесконтактных платежей с помощью смартфона, браслета или часов в общем числе расчетов. Аудитория сервиса – экономически активные россияне в возрасте 23-49 лет.