11 марта в АРБ состоялось совещание с участием представителей Банка России и кредитных организаций, посвященное практическому применению «Методических рекомендаций по усилению кредитными организациями информационной работы с клиентами в целях противодействия несанкционированным операциям», которые Банк России выпустил в начале 2021 года.
Совещание провел президент АРБ, академик РАН Гарегин Тосунян. Банк России на совещании представили директор Департамента информационной безопасности Вадим Уваров, первый заместитель директора департамента Артем Сычев и консультант отдела дистанционного надзора и наблюдения Департамента информационной безопасности Валерий Тумин.
Во вступительном слове Гарегин Тосунян обратил внимание на то, что по итогам 2020 года зафиксирован существенный рост объема мошеннических операций. Самый большой объем несанкционированных транзакций пришелся на интернет-платежи, также существенно выросло количество мошеннических сайтов лжебанков.
АРБ уделяет серьезное внимание повышению финансовой грамотности населения, а также имеет собственные проекты в этой сфере. Гарегин Тосунян рассказал о проведенном социологическом опросе потребителей «Социально-психологические характеристики россиян в условиях кризиса: ценности образ мира и установки в области финансового поведения» и проекте «Национальная школа инвестора».
Поблагодарив АРБ за возможность подробно разъяснить применение методических рекомендаций широкому кругу банков, Вадим Уваров подтвердил, что регулятор фиксирует рост несанкционированных операций, прежде всего связанных с телефонным мошенничеством и социальной инженерией, это вызывает серьезную озабоченность. Именно поэтому банкам рекомендовано развернуть широкую информационную кампанию, направленную на повышение осмотрительности их клиентов в отношении информации, используемой в целях совершения банковских операций, в частности, перевода денежных средств.
Артем Сычев отметил, что работа в целях противодействия несанкционированным операциям не должна быть разовой – она требует постоянного пересмотра и актуализации. Именно в этом случае она приведет к сокращению мошенничества, в результате которого только в прошлом году клиенты банков потеряли около 9 млрд руб. (именно на такую сумму проведено операций без согласия клиентов). В ЦБ уверены, что массовое информирование, к которому должны подключиться все кредитные организации, поможет сократить число мошеннических операций. ЦБ в свою очередь проводит масштабную работу совместно с правоохранительными органами, привлекая операторов связи, коллег из Минцифры и т.д. Ролики о противодействию мошенничеству появились в метрополитене, планируется выход на широкие экраны. Но именно банки хорошо знают своих клиентов и могут целенаправленно работать с разными группами. Кстати, 2/3 граждан, попавшихся на уловки мошенников - экономически активное население, и только 1/3 - пенсионеры.
Валерий Тумин рассказал о проведенном регулятором опросе банков на предмет работы по информированию клиентов в целях противодействия несанкционированным операциям. Он также сообщил, что во втором полугодии текущего года Банком России будет осуществлен анализ этой работы, а также жалоб клиентов по фактам совершенного мошенничества. Серьезная работа предстоит подразделениям маркетинга и рекламы банков, при этом работа в этом направлении будет оцениваться не по числу сообщений, направленных клиентам или количеству изданных информационных материалов, а по результату, а именно по динамике операций, проведенных без согласия клиентов.
Представители ЦБ по достоинству оценили сотрудничество ассоциации с Институтом Психологии РАН. С презентацией «Психологические технологии в борьбе с телефонным мошенничеством» на совещании выступил профессор РАН, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик. Он и его коллега, научный сотрудник Института психологии РАН Анастасия Панфилова, рассказали о методах психологического воздействии мошенников на людей и дали рекомендации по противодействию. Именно этому, считают ученые, надо обучать сотрудников банков.
Председатель правления АРБ Олег Скворцов, в свою очередь, предложил площадку АРБ для проведения тренингов и обучающих семинаров как для сотрудников банков, так и для их клиентов. Потому что не поддаться навязанному мошенниками сценарию, как выясняется, могут далеко не все. Он отметил также, что несмотря на объективные причины, работа банков в этом направлении требует совершенствования. От этого зависит репутация как конкретного банка, где клиент теряет деньги, так и репутация всей банковской системы. И это задача не только маркетологов, но и топ-менеджеров банков и его собственников.
В работе совещания приняли участие более 100 представителей кредитных организаций. На все многочисленные вопросы по применению Методических рекомендаций были даны ответы. Ассоциация российских банков благодарит представителей ЦБ за участие в совещании.
Департамент общественных связей АРБ