На третьей торговой неделе года ряд #рынков – в том числе и #сырьевых – стал проявлять признаки спада сильной динамики, которая в последние месяцы уверенно несла их вверх. Среди основных причин этой тенденции были события начала ноября, когда сообщения об успешных испытаниях вакцин и избрание Джо Байдена президентом США принесли ожидание экономического роста, #инфляции и ослабления американского #доллара.
В нашем обзоре за предыдущую неделю уже отмечалось замедление динамики сырьевого рынка за немногими исключениями, включая зерновые. Теперь же замедление перешло в откровенные потери, особенно в тех же зерновых и в энергоносителях. Однако риск отступления или как минимум консолидации на рынке нарастал уже потому, что в ключевых товарах – от нефти до кукурузы или меди – происходил необычно мощный прирост.
Смене настроений на осторожные поспособствовало несколько факторов. После мирной передачи власти в Вашингтоне администрация Байдена начинает осознавать неумолимую реальность. Не менее 100 тысяч американцев проиграют в борьбе с COVID-19, пока по второй половине 2021 года пандемия не ослабит хватку. Тем временем ослабевают надежды на легкое принятие новых стимулирующих мер в Сенате, так как усиливается противодействие республиканцев. Инфляция остается ограниченной, ее ускорение ожидается только во втором полугодии, когда пройдет эффект низкой базы, вызванный прошлогодним обвалом цен на нефть. Усиливают тревогу повышение доходности долгосрочных американских облигаций и укрепление доллара.
Мало того, ко всемирному карантину прибавляются еще и вспышки COVID-19 как минимум в трех северных провинциях Китая, ведущие к новым локдаунам. Это ставит под вопрос краткосрочные перспективы спроса в Китае, который в прошлом году практически в одиночку поддерживал цены на ряд ключевых товаров, в том числе нефть, медь и сою. Ограничительные меры по всему миру вряд ли скоро будет смягчены, поэтому сроки восстановления экономики продолжат отодвигаться, что может еще больше повредить краткосрочному прогнозу.
Вопрос в том, какую угрозу несет этому прогнозу рекордный объем спекулятивных длинных позиций. Долгая ориентация на рефляцию, ожидание возрождения спроса на сырье благодаря вакцинации, наметившаяся нехватка некоторых ключевых товаров – всё это привело к всплеску спекулятивного интереса. На 12 января чистый объем лонгов на фьючерсы и опционы по 24 сырьевым товарам составлял 2,6 млн лотов, или 128 млрд долл. США. Он стал бы рекордным, если бы не 31-процентное падение объема по золоту.
Золото и серебро всё еще не могут вернуть себе спрос после распродажи начала января, вызванной ростом доходности облигаций и покрытием коротких позиций по USD. Перспектива дальнейшего прироста отодвигается на время не раньше второго квартала, когда должна подняться инфляция. Тогда как общий объем держаний в биржевых фондах, обеспеченных серебром, на прошлой неделе достиг рекордного уровня, из фьючерсов на золото спекулянты всё больше выходят. Как уже отмечено, между 5 и 12 января они сократили объем длинных позиций на 31%, доведя его почти до минимума с июня 2019 года.
Хедж-фонды тоже в целом не привязаны к своим позициям, и смена технического и/или фундаментального прогноза часто приводит к интенсивной реакции с их стороны. Всё же мы сохраняем позитивный прогноз для драгметаллов, основываясь на ожидании повышения инфляции, но здесь требуется терпение.
Нефть в последнюю пару месяцев вела себя весьма уверенно, поддерживая стабильность и в других товарах. На прошедшей неделе она достигла максимума за последний год, несмотря на тревогу относительно спроса в связи с пандемией – даже в Китае перед празднованием Нового года по лунному календарю снова вводятся локдауны. Вверх ее толкают ожидания восстановления активности благодаря вакцинации, надежды на новое стимулирование в США, одностороннее сокращение добычи Саудовской Аравией и устойчиво высокий спрос инвесторов на товары в целом.
Мы сохраняем для нефти долгосрочный прогноз на повышение, но в ближней перспективе растет риск коррекции порядка 10%. Поэтому мы следим за графиком марки Brent: если он пробьет вниз восходящий тренд от ноябрьского минимума, то может откатиться к 49 долл. США за баррель.
Зерновые и соя, самый быстрорастущий сектор последних месяцев, тоже столкнулись с фиксацией прибыли: зерновой индекс Bloomberg Grains впервые за семь недель показал недельное снижение. С августа цены на кукурузу и соевые бобы выросли на 50%; в результате объем спекулятивных лонгов сейчас в полтора раза превышает пики 2016 и 2018 годов. Под угрозу эти лонги ставит благоприятная для урожаев дождливая погода в Южной Америке, которая может снизить беспокойство со стороны предложения.
Цены на пшеницу до начала фиксации прибыли сильно поднялись по обе стороны Атлантики: в Чикаго и в Париже они достигли максимума за восемь лет. Это было вызвано решением России – крупнейшего в мире экспортера – ввести экспортные пошлины, чтобы подавить рост внутренних цен на продовольствие. Как и в 2011 году, это поднимает вопросы о политических и социальных последствиях длительного ралли.
Фонд WisdomTree Grains (AIGG:xlon, удовлетворяет UCITS), отслеживающий поведение зернового индекса Bloomberg Grains, с августа поднялся на 56% и теперь демонстрирует явную потребность в консолидации.