Оле Хансен, глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке
#Сырьевые #рынки сохранили перед концом года уверенную динамику: так называемое «всеобщее» ралли продолжает подпитываться благоприятными новостями. Кроме ослабления #доллара США и надежд на улучшение перспектив 2021 года благодаря вакцинам, рынок поддерживают ожидания новых стимулирующих мер от правительств и центральных банков.
Здесь высвечивается проблема: рынки рассчитывают на светлое будущее, но пандемия еще бушует во многих странах, особенно в тех регионах Северного полушария, где улучшения ситуации – с вакцинами или без – вряд ли стоит ожидать раньше прихода тепла в марте или апреле.
Безумная #спекуляция на залитых деньгами рынках и возможное начало нового сверхцикла на рынке биржевых товаров в связи с неостановимо растущим спросом Китая на сырье подняли Сырьевой индекс Bloomberg за этот квартал почти на 9%. За этот год всё еще ожидается снижение, в основном из-за больших потерь в энергетическом секторе, зато перспектива на 2021-й выглядит всё лучше и лучше.
«Зеленая трансформация» повышает спрос на основные промышленные металлы, в том числе на серебро; доллар США слабеет, растет спрос на защиту от инфляции, а также на топливо (в мире восстанавливается мобильность) и на сырье за пределами Китая, поскольку правительства стараются поддерживать рабочие места. К тому же есть риск роста цен на продовольствие из-за нестабильной погоды.
«Всеобщее» ралли, продолжившееся и на прошлой неделе, было особенно заметно в металлах. Наверху списка мы находим промышленные металлы: медь HG превысила 3,6 долл. США за фунт, а LME – 8000 долл. за тонну, впервые за семь лет. Укрепление доходит и до сектора полудрагоценных металлов, где серебро, прорвав ключевые технические уровни относительно доллара США и золота, поднялось за прошлую неделю более чем на 7%.
Рост спроса, сейчас особенно заметный в Китае, должен продолжиться и в 2021 году, когда остальной мир выберется из коронавирусной ямы и возникнут опасения насчет спада предложения после длительного периода недоинвестирования. Ралли металлов в 2020 году стало самым крутым за десятилетие, причем в Goldman Sachs видят здесь эхо всплеска начала нулевых, когда спрос со стороны Китая начал почти десятилетний сверхцикл.
Одним из главных препятствий для подорожания биржевых товаров в прошедшее десятилетие была их обильная доступность. Избыток предложения в этот период, особенно в последние шесть лет, удерживал весь сырьевой рынок в состоянии контанго, когда спотовые цены ниже отложенных. Как это ударило по долгосрочному пассивному инвестированию, видно на приведенном ниже графике.
С 2014 года корзина из 24 основных биржевых товаров давала отрицательную доходность от переноса, иногда достигавшую –5% в годовом исчислении. Вместе с сильным американским долларом и низкой инфляцией это снижало инвестиционную привлекательность сектора. Однако в последние месяцы доходность от переноса стала положительной, в основном благодаря сельскохозяйственному сектору, где цены на ключевые культуры резко выросли из-за падения производства и роста спроса.
В 2021 году ожидаемое повышение спроса вместе с рефляционной темой должны будут поддерживать сырьевой рынок, особенно там, где вероятна нехватка предложения. Можно особо отметить медь, платину и сою.
И всё же ничто не движется по прямой, особенно сырьевые рынки. Хотя «бычий» прогноз на 2021 год усиливается, надо учитывать, что ралли последней пары месяцев связано с очень оптимистичными ожиданиями от вакцин, которые толкают доллар вниз, а акции вверх.
Пожалуй, на текущих уровнях уже пора задать пару вопросов на начало следующего года. Не в последнюю очередь это относится к рынку нефти, где марка Brent впервые с марта вышла над отметкой 50 долл. США за баррель. И это тогда, когда единственный луч света – хороший спрос в Китае и Индии, а в остальных странах карантинные меры продолжают давить на спрос. В декабрьских отчетах о рынке нефти и ОПЕК, и МЭА, и Управление энергетической информации США предупреждают, что уравновешивание этого рынка на глобальном уровне может занять больше времени, чем предполагалось. За 2020 год спрос упал на 9,2 млн баррелей в сутки, а в 2021-м все три организации ждут его восстановления на 5,8 млн баррелей, причем МЭА считает, что избыток запасов сохранится до конца того года.
Безостановочно дорожая с первого сообщения о вакцине в начале ноября, нефть Brent к настоящему моменту отбила 61,8% потерь от обвала, шедшего с января по апрель. Учитывая краткосрочный прогноз спроса и предложения, ралли, вероятно, приостановится, и цена зависнет около 50 долл. до того, как станет заметно реальное улучшение спроса.
Золото и особенно серебро, главный герой прошедшей недели, наслаждались высоким риск-аппетитом, который обусловлен ослаблением доллара, продвижением американских законодателей к договоренности по стимулированию и подтверждением готовности FOMC поддерживать восстановление. Подорожанию серебра на 7% помогло и продолжение ралли промышленных металлов. Прорвав нисходящий тренд, считаемый от августовского максимума, оно устремилось вверх к следующему уровню сопротивления 26 долл. США за унцию. Золото же, близкое к тому, чтобы показать наибольший годовой прирост за десятилетие, пока остановилось; ближайший важный уровень на 1900 долл. за унцию