Весной 2020 года российский бизнес столкнулся с новой реальностью: #пандемия коронавируса и #карантинные меры сильно повлияли на малый бизнес, изменив контекст принятия решений. В этих условиях #банкам было жизненно необходимо сбалансировать #тарифы для предпринимателей таким образом, чтобы сохранить клиентов и стимулировать их финансовую активность в долгосрочной перспективе.
В исследовании Business Banking Fees Monitoring 2020 мы изучили ценовые предложения и услуги 17 крупнейших банков России и узнали, смогли ли они адаптировать свои тарифы к новой реальности и предложить предпринимателям действительно выгодные условия.
Что происходит с банковскими тарифами в 2020 году
Как показывает мониторинг, пандемия заставила банки отказаться от старых и негибких форматов и начать выводить на рынок продукты с бесплатным базовым обслуживанием. При этом само по себе недорогое или бесплатное обслуживание уже не воспринимается бизнесом, как ценность, и перестает быть конкурентным преимуществом.
Теперь ценность для бизнеса определяют различные небанковские сервисы — бухгалтерия, отчетность, проверка контрагентов, юридическая помощь. Они используются для создания конкурентных преимуществ и привлечения новых клиентов. В дальнейшем, возможно, стоимость услуг РКО продолжит снижаться, а основную прибыль начнут приносить именно новые продукты и дополнительные сервисы. Сами же пакеты трансформируются в абонентские форматы по аналогии с подписками на экосистемы.
Сегодня же банки начинают больше экспериментировать с дополнительными опциями, помогающими снизить стоимость обслуживания и адаптировать тариф под бизнес-модель заказчика. Единичные игроки даже отменяют плату за все платежи и вводят фиксированные комиссии вместо процентной ставки — это создает выгодные условия для малого бизнеса.
Как конкретно все эти изменения повлияли на выбор тарифов для предпринимателей — показывают рейтинги исследования Business Banking Fees Monitoring 2020.
Бесплатное обслуживание в первый год предпринимателям предлагают сразу четыре банка: ВТБ с тарифом «На старте», Банк Уралсиб с тарифом «Начни с нуля!», МКБ в тарифе «Легкий» и Точка с тарифом «Ноль». Это лучшие ценовые предложения на рынке, но стоит помнить про ряд условий:
Тариф Точка «Ноль» можно подключить только для одного счета ИП с исходящим оборотом не более 250 тыс. ₽ в месяц.
Срок действия тарифов ВТБ «На старте», Банк Уралсиб «Начни с нуля!» — всего 12 месяцев.
Только тариф МКБ «Легкий» не имеет никаких ограничений по использованию. Это яркий новичок рейтинга: в пакет входит 5 бесплатных межбанковских платежей в месяц, остальные будут стоить по 99₽, перевести на свой счет физического лица ИП сможет бесплатно до 100 000₽, а при обороте до 300 000₽ комиссия составит 1%. За безналичные поступления на счет комиссия взиматься не будет.
Среди тарифов с платным обслуживанием привлекательные цены предлагают Банк Открытие в тарифе «Первый шаг» и Промсвязьбанк с пакетом «Бизнес Старт». В этих тарифах одинаковые условия: стоимость обслуживания за год составит 1 200₽. В пакеты ежемесячно входит 3 бесплатных перевода юрлицам в сторонний банк, после стоимость платежки будет равна 100₽, также при зачислении безналичных на счет свыше 300 000₽ будет взиматься комиссия в размере 1%.
Самым дорогим тарифом для начинающих предпринимателей оказался «Бизнес оптимальный» от ЮниКредит Банка. Ежемесячная плата за обслуживание счета составит 2000₽, а общая стоимость обслуживания с учетом комиссий и платежей — 25200₽ за год.
Самую выгодную цену для компании с эквайрингом предлагает Банк Сфера с тарифом «М». Банк поднялся сразу на 9 пунктов в рейтинге благодаря тому, что терминал предоставляется бесплатно, а комиссия составляет всего 1,9%. Кроме комиссии за эквайринг торговая точка будет платить только за ведение расчетного счета и межбанковские платежи — это очень выгодное предложение, за счет чего отрыв от следующего места в рейтинге составляет почти 11 000₽.
Отдельно можно выделить ряд привлекательных предложений по торговому эквайрингу для продуктового магазина с оборотом до 300 тыс. ₽. МКБ предлагает самый выгодный эквайринг — ставка 1,59% для супермаркета и бесплатный терминал. Совкомбанк делает пакетное предложение за 1790₽ в месяц при обороте 100 000₽ на тарифе «Мастер». У Промсвязьбанка также неплохое пакетное предложение: 300 тыс. ₽ оборота по эквайрингу за 5370₽ в месяц.
Сбербанк, Банк Уралсиб и Райффайзенбанк стали самыми дорогими банками для торговой точки. Сбербанк оказался дороже других игроков в первую очередь по внесению и снятию наличных — комиссии в 2 раза выше средних значений по рынку. Пакет Банка Уралсиб «Кассовый» позволяет экономить на наличных, но сам тариф дорогой, а экономия не такая большая в сравнении с другими банками, плюс ситуацию усугубляет дорогой эквайринг. Райффайзенбанк предлагает самый дорогой эквайринг среди всех участников рейтинга (2,29%), высокую арендную плату за терминал (1651₽), а также высокие комиссии по работе с наличными.
На конец 2020 года лучшую цену для B2B-компании предлагает банк Точка в тарифе «Начало». Предложение почти в два раза выгоднее ближайшего конкурента за счет низкой стоимости обслуживания счета и бесплатных платежей.
Выгодные предложения для B2B-компании также делают Модульбанк и Совкомбанк. Тариф Модульбанка «Оптимальный» привлекателен прежде всего невысокой стоимостью пакета 690₽ и фиксированной стоимостью платежки — 19₽. А Совкомбанк в тарифе «Мастер» предлагает пакет «30 платежей», который позволяет клиентам дополнительно сэкономить на платежках.
Самыми дорогими банками для B2B-компании стали Промсвязьбанк и ЮниКредит Банк. В тарифе «Бизнес Драйв» от Промсвязьбанка самая высокая стоимость пакета услуг — 3500₽ в месяц, плюс 199₽ за SMS-информирование. Из всех пакетов банка именно «Бизнес Драйв» лучше подходит для B2B-компании, так как в нем больше всего бесплатных платежек (50 шт) и они самые дешевые (30₽). ЮниКредит Банк в тарифе «Бизнес оптимальный» предлагает одну из самых высоких плат за ведение счета (2000₽ в месяц), в пакете нет бесплатных платежек и цена всех межбанковских переводов — 25₽