Исследовательский институт Credit Suisse (Credit Suisse Research Institute, CSRI) опубликовал ежегодное исследование Global Wealth Report, наиболее полный и актуальный обзор информации о #благосостоянии #домохозяйств во всем мире.
2019 год был исключительным годом с точки зрения повышения благосостояния: общее мировое богатство выросло на $36,3 трлн. Однако начало пандемии привело к падению благосостояния домохозяйств на $17,5 трлн за три месяца – с января по март. С марта начался отскок фондовых рынков, а цены на жилье выросли. Оценки за второй квартал 2020 года показывают, что общий уровень благосостояния домохозяйств стал несколько выше по сравнению с концом прошлого года, в то время как уровень благосостояния в расчете на взрослого человека незначительно снизился.
Основные выводы
Если бы не пандемия, то, по приблизительным оценкам, мировое благосостояние в расчете на одного взрослого человека возросло бы с $77,3 тыс. в начале года до $78,4 тыс. к концу июня. Вместо этого пандемия привела к снижению среднего уровня благосостояния до $76,9 тыс.
В 2019 году общее мировое благосостояние достигло $36,3 трлн, а объем в расчете на одного взрослого достиг $77,3 тыс., что на 8,5% больше, чем в 2018 году. Как следствие, мир оказался лучше подготовленным к издержкам, вызванным COVID-19 в 2020 году.
В целом, общее благосостояние домохозяйств в мире в середине года превысило январский уровень на $1 трлн (рост на 0,25%). Это меньше, чем рост численности взрослого населения за тот же период, поэтому среднемировое благосостояние снизилось на 0,4% и составило $76,9 тыс. По сравнению с ожиданиями, высказывавшимися до вспышки COVID-19, общемировое благосостояние сократилось на $7,2 трлн, или на $1,4 тыс. на взрослого человека.
Наиболее пострадавшим регионом стала Латинская Америка, где девальвация валют усилила сокращение ВВП, что привело к сокращению совокупного благосостояния в долларовом эквиваленте на 12,8%. Пандемия свела на нет ожидаемый рост в Северной Америке и привела к потерям во всех других регионах, за исключением Китая и Индии. Среди основных глобальных экономик уровень благосостояния Великобритании снизился сильнее, чем у остальных.
Одним из основных результатов этого года стал рост объема сбережений в связи с карантинными мерами и другими ограничениями, связанными с пандемией и вызвавшими снижение расхода средств, в сочетании с отсрочками арендной платы и ипотеки. Это привело к ускоренному падению потребления во втором квартале 2020 года. Общее влияние этих факторов на благосостояние, вероятнее всего, будет умеренным, поскольку в долгосрочной перспективе ограничения на расходование средств не сохранятся.
Снизившиеся процентные ставки и льготные кредиты, ставшие ответными мерами на вызванный пандемией кризис, по-видимому, смогли поддержать цены на акции и стоимость жилья.
Основные выводы для России
Среди стран G7, а также России, Индии и Китая, именно в РФ в 2019 году был зафиксирован наибольший рост курса доллара США (11,7%) при этом в первой половине 2020 года рубль упал относительно доллара на 13% . Однако, несмотря на этот факт, Россия оказалась в тройке лидеров по росту капитализации рынка акций (около 25%), сравнявшись в этом показателе с Францией и уступив только Китаю. Также Россия заняла 4 место по росту стоимости жилья среди указанных стран.
Вследствие пандемии наибольшее падение ВВП по итогам 2020 года ожидается в Венесуэле (30,3%), Испании (12,6%), Аргентине (11,1%), Исландии и Италии (по 10,8%). В России ожидается падение на 6,1%, схожие показатели прогнозируются в Чехии (6,7%), Чили (6,4%), Украине (6%), Нидерландах (6%), Швейцарии (6%) и Германии (5.9%). Также ожидается, что дефицит бюджета в РФ будет одним из самых низких в мире (4,3%), уступая только шведскому (4%).
В первом полугодии 2020 года объем благосостояния на взрослого человека в России упал на 10,7%. Наибольшее снижение было зафиксировано в Бразилии (-24,4%), а рост на Филиппинах (около 7%).
Состояние российских миллиардеров из списка Forbes (по состоянию на 18 марта их было 43) за месяц с 19 февраля по 18 марта снизилось на 33%, больше потеряли только миллиардеры Италии (40,1%,), Франции (38,4%) (однако в этих странах пандемия началась гораздо раньше), а также Швеции (35,1%). При этом к 30 июня была отыграна только часть этого падения и состояние российских миллиардеров составляло 79,2% от 19 февраля. Меньше этот показатель оказался только в Великобритании (75,7%), Израиле (74%) и Италии (71,4%). Зато в Японии, Китае и Южной Корее к концу июня миллиардеры даже приумножили своё состояние (относительно 19 февраля оно составило 101,4%, 103,2% и 109,2% соответственно), однако в этих государствах карантинные меры были внедрены раньше.
В 2019 году Россия занимала 9 место по количеству граждан, состояние которых превышало $50 млн (3030 человек).
Среди 10 ключевых стран в России самая высокая доля общего благосостояния сосредоточена в руках 1% самого богатого населения, ожидается, что к концу 2020 года этот показатель составит примерно 57%, тогда как в среднем по миру он составляет около 44%. При этом именно в России был зафиксирован самый высокий рост этой доли (состояния 1% богатейшего населения) в период между 2000 и 2007 годом и составил примерно 10%).
Мгновенное влияние COVID-19
Первичные последствия пандемии COVID-19 проявились в ценах на активы, в результате чего чистая стоимость домохозяйств за январь-март 2020 г. сократилась на $17,5 трлн (4,4%). Действия, предпринятые правительствами и центральными банками, позволили обратить это падение вспять. К июню мировое благосостояние превысило отметку, которая была в начале года, на $1 трлн. Однако сокращение ВВП и рост долга приведут к долгосрочному ущербу, поэтому объем благосостояния в течение ближайших нескольких лет скорее всего будет снижаться.
Распределение благосостояния
Глобальное влияние на распределение благосостояния на уровне стран оказалось на удивление незначительным, учитывая существенные потери ВВП ввиду пандемии. Более того, нет однозначных доказательств того, что пандемия систематически сильнее ударяла по более богатым частям населения, чем по более бедным, и наоборот. Хотя еще слишком рано в полной мере оценивать воздействие пандемии COVID-19 на глобальное распределение благосостояния, последние данные указывают на то, что общее неравенство сократилось, по крайней мере, в одной из ключевых стран – США.
Глобальное неравенство также зависит от различий между странами, с учетом которых полная оценка требует большего объема данных. Влияние на конкретные группы легче заметить: от него страдают низкоквалифицированные работники, женщины, представители меньшинств, молодежь и малый бизнес, в то время как те немногие отрасли промышленности, которые процветали во время пандемии, в частности высокотехнологичные предприятия, выигрывают.
Влияние на женщин и миллениалов
Женщины пострадали несоразмерно больше, отчасти из-за их высокой представленности на предприятиях общественного питания, персонального обслуживания и розничной торговли, в гостиничном бизнесе, то есть в отраслях, которые понесли значительных урон в связи с пандемией.
В аналогичной ситуации оказалось и поколение миллениалов – люди в возрасте 20-40 лет. Это поколение достаточно большое, чтобы самые старшие его представители, вероятно, пострадали не сильнее, чем население в целом, в то время как более молодые – особенно женщины и менее образованные – были задеты пандемией гораздо серьёзнее. Одной из причин такого распределения, вероятно, стали последствия кризиса 2007-2008 годов, в результате которого многие остались без работы.
Энтони Шоррокс, экономист и автор исследования, отметил: «Учитывая ущерб, нанесенный COVID-19 мировой экономике, удивительно, что благосостояние домохозяйств почти не пострадало. Богатство действует как форма самострахования, на которую домохозяйства могут рассчитывать в трудные времена. Первоначально последствия пандемии ощущались главным образом через резкое снижение мировых цен на акции. Когда действия правительств и центральных банков стали давать результат, цены на акции начали расти. В некоторых странах, в том числе в Соединенных Штатах Америки, первоначальные потери по акциям в целом отыграны к настоящему моменту, хотя многие другие еще не восстановились в полной мере. Что касается нефинансовых аспектов, то глобальной тенденции к снижению цен на жилье или недвижимость в целом не наблюдалось».
Наннетт Хехлер-Фейдэрб, Директор по инвестициям в сфере устойчивого развития, исследований и инвестиционных решений подразделения International Wealth Management и глобальный руководитель по экономике и исследованиям Credit Suisse, подчеркнула: «Хотя 2019 год был годом невероятного роста благосостояния, пандемия COVID-19 стала отрезвляющим напоминанием об опасности внешних потрясений для глобальной экономики. В отличие от финансового кризиса 2007-2008 гг. на этот раз есть основания для оптимизма, поскольку мировой финансовый сектор гораздо здоровее, чем был на тот момент. Правительства и центральные банки также осознали важность кредитных механизмов и количественного смягчения во время серьезного кризиса.
До сих пор воздействие пандемии на благосостояние домохозяйств оставалось минимальным. Однако временное снижение темпов экономического роста в сочетании со сдвигами в корпоративном и потребительском поведении может привести к потере объема производства, дублированию мощностей и секторальным изменениям, которые могут на некоторое время затруднить накопление богатства домохозяйств. Эти потрясения в глобальной экономике дают нам основания полагать, что рост благосостояния будет в лучшем случае постепенно восстанавливаться после пандемии на протяжении всего 2021 года. Ситуация внутри стран быстро меняется, и есть надежда на то, что произойдет еще много сюрпризов. Среди крупнейших экономик Китай, скорее всего, будет явным победителем».