Согласно результатам исследования Visa «Маски сброшены: как #малый #бизнес пережил последствия #пандемии?», проведенного в августе этого года, владельцы и руководители каждой третьей российской компании малого и среднего бизнеса (38%) планируют сохранить для своих сотрудников режим #удаленной работы в ближайшем будущем.
И хотя каждый пятый предприниматель (20%) отметил негативное влияние работы из дома на продуктивность своих сотрудников за время карантина, лишь 18% опрошенных одназначно высказились против того, чтобы полностью отказаться от удаленной работы в будущем.
Сокращение расходов или инвестиции в будущее: как владельцы МСБ планируют тратить деньги в ближайшие полгода?
Несмотря на сложный период во втором квартале этого года и ограничения из-за карантина, почти половина опрошенных (42%) не собираются в ближайшие шесть месяцев сокращать расходы. Те из предпринимателей (58%), которые планируют экономить в течение следующих шести месяцев, в первую очередь сократят расходы на рекламу и продвижение (68%), а также аренду (52%).
Интересно отметить, что сокращение зарплат сотрудников не является главным приоритетом для тех владельцев бизнеса, кто хочет сэкономить свои деньги – только 24% респондентов, планирующих урезать расходы, сказали, что сделают это за счет снижения трат на персонал. При этом чуть больше половины участников опроса (56%) ответили, что во втором полугодии будут расширять бизнес и вкладывать деньги в его развитие.
Электронная коммерция после пандемии: карантин закончился, а привычка покупать онлайн осталась
Три четверти участников исследования (75%) к началу карантина принимали заказы через интернет, 15% респондентов перешли в онлайн во время пандемии и лишь 2% опрошенных не сделали этого и не собираются делать это в будущем. Отвечая на вопрос о том, как изменились привычки потребителей и стали ли они меньше покупать онлайн после снятия ограничений, 17% предпринимателей сказали, что и после окончания периода самоизоляции они наблюдают рост заказов онлайн. Развитие продаж онлайн и повышение лояльности покупателей также вошли в число приоритетов для малого и среднего бизнеса после пандемии. Отвечая на вопрос, каких сервисов не хватает для эффективной работы вашей компании, 40% респондентов сказали, что им пригодились бы готовые решения для создания программ лояльности, еще 35% участников опроса нужны сервисы, которые позволят повысить эффективность онлайн-продаж. Кроме того, из-за удаленной работы сотрудников многих компаний 27% предпринимателей хотели бы воспользоваться решениями, которые позволили бы повысить эффективность данного формата.
Чему предприниматели хотят научиться, чтобы эффективнее развивать свой бизнес?
Среди востребованных практических навыков, которыми хотят овладеть предприниматели, чтобы успешнее развивать бизнес в будущем, оказались: повышение личной продуктивности (39%), управление финансами (29%) и командой (25%), умение правильно вести переговоры (13%) и нетворкинг (11%).
«Благодаря быстрому развитию электронной коммерции во время пандемии, многие российские предприниматели смогли не только сохранить объем своего бизнеса, но и найти новых клиентов, оценив эффивность работы в сфере онлайн. Сегодня для того чтобы продолжить успешное развитие, им нужны простые решения, которые позволят без лишних усилий траснформировать бизнес и сделать работу в онлайн удобной. Именно поэтому одним из приоритетов нашей программы поддержки малого и среднего бизнеса #прокачайбизнес является создание сервисов, помогающих владельцам МСБ быстро адаптироваться к работе в условиях новой реальности после пандемии», – отметил Михаил Бернер, генеральный директор Visa в России.