Особенности и лучшие практики финтех-рынка Индии и Китая

A A= A+ 26.08.2020 Новости БД

Согласно исследованию Financial Services Review Asia 2020, в #Индии и #Китае #мобильные #банки значительно уступают #электронным #кошелькам и #суперприложениям по охвату аудитории и числу решаемых финансовых задач. Оба рынка насыщены сильными игроками, которые не являются классическими банками, но при этом способны предлагать качественные цифровые сервисы для решения финансовых задач и составлять серьезную конкуренцию мобильным банкам.

Как сложилась расстановка сил на финтех-рынках Индии и Китая и чему сервисы этих стран могут научить российских поставщиков финансовых услуг — показывают карты и рынка и лучших практик азиатского финтеха.

Финтех-рынок Индии: электронные кошельки удобнее и популярнее мобильных банков

Электронные кошельки в Индии значительно популярнее мобильных банков. Это связано с тем, что банки упустили момент, когда клиентам нужны были удобные платежные инструменты — эту нишу заняли электронные кошельки, которые быстро выросли и стали основным инструментом платежей в Индии. Роль банка чаще всего ограничивается открытием счета, который потом прикрепляется к внешнему кошельку.

У каждого жителя Индии есть как минимум два кошелька, с помощью которых решаются все важные задачи: оплачиваются услуги ЖКХ, интернет и штрафы (в некоторых регионах), покупаются товары и сервисы, жд и авиабилеты. Кошельков очень много, собственные платежные сервисы имеют технологические лидеры — телеком-провайдеры (Airtel и Jio), интернет-гиганты (Amazon и Facebook).

Банки частично уступили и кредитную нишу: чтобы получить кредит, житель Индии также предпочтет воспользоваться займом в кошельке или обратиться в цифровые сервисы – аналог российских микрофинансовых организаций. Они выдают кредиты дистанционно, в том числе и населению, которому обычные банки отказывают в кредитовании.

Самая узкая ниша финтех-рынка Индии — инвестиционные приложения. Население Индии в большинстве не имеет свободные средства для инвестиций. Те пользователи, которые готовы инвестировать — не видят особой необходимости переходить на специальный сервис, поскольку простые инвестпродукты можно купить не только в банках, но и в приложениях кошельков. Сложные инвестиции в Индии не популярны.

Финтех-рынок Китая: мобильные банки проиграли суперприложениям битву за аудиторию

Суперприложения Alipay и WeChat — это основные платежные инструменты в Китае. Они дают удобные платежи и переводы, быстро расширяют свои сервисы и занимают ниши, которым банки исторически не уделяли должного внимания. Поэтому даже бурный рост мобильных банков и их функциональное развитие не могут переманить аудиторию суперприложений. Другая часть аудитории, интересная банкам, остается в нишевых электронных кошельках Baidu, BestPay, и платежных сервисах мессенджера QQ и системы UnionPay.

Сами банки, упустив важные ниши финтех-рынка, стараются строить собственные суперприложения и предлагать доступные кредитные карты и рассрочки. Эти продукты рассматриваются жителями Китая, как доступные аналоги обычных кредитов. За потребителей таких продуктов банкам приходится конкурировать с технологически развитыми компаниями других отраслей. Это крупные цифровые банки Webank от Tencent и Ping An Pocket Bank, компания JD.com, крупнейший ритейлер Китая, и Xiaomi, чье приложение Xiaomi Finance может выдавать микрокредиты.

Страховые компании также упустили момент и не смогли предложить хорошие цифровые сервисы. Сейчас они выступают инфраструктурой, а открытие продукта происходит в других каналах — в тех же суперприложениях.

Также, как и в Индии, жители Китая инвестируют неохотно, предпочитая вкладывать в материальные ценности — чаще всего в недвижимость. Те пользователи, которые все-таки готовы инвестировать в рынок, покупают простые инвестиционные продукты в приложениях банков.

Карта лучших практик финтех-приложений Индии и Китая

Карта лучших практик показывает, что поставщиком лучшего пользовательского опыта не обязательно бывает лидер рынка. Например, несмотря на популярность кошельков, китайские банки предлагают больше ценных практик. Это можно объяснить тем, что они постоянно находятся в гонке с гигантами рынка: им крайне важно вовлечь клиента в свой продукт, максимально упрощая его задачи. Также хорошие практики решения задач кредитования предоставляют и банки и кредитные сервисы, опять же, несмотря на то, что на рынке лидируют МФО.

Меньше всего на карту попало практик из сервисов для инвестиций, кредитования и страхования. Это одно из немногих совпадений с рыночной ситуацией: на картах рынков эти сервисы не являются лидерами в собственных сегментах, больше интересных инсайтов по покупке инвестиционных и кредитных продуктов дают суперприложения, электронные кошельки и мобильные банки.

Общее заключение по рынкам Индии и Китая

Мобильные банки Индии и Китая в свое время упустили важные моменты развития своих цифровых сервисов, что привело к бурном росту новых игроков, готовых предложить доступные и удобные функции населению. Доступность и удобство критически важны в странах, где чрезвычайно сложная социальная стратификация и цифровое неравенство. Об этом говорит и то, что банки вынуждены делить с небанковскими организациями не только ниши платежей, но классические для себя сегменты кредитования.

В этой связи для любого финтех-стартапа, который запускается в условиях близких к азиатским (большие конкурентные рынки, определяющая роль регуляторов, неоднородное население) важно понимать возможности своей аудитории, продумывать путь клиента за пределами цифровых каналов (и в Китае и в Индии очень много офлайн-операций) и всегда давать ему альтернативные варианты решения задач, недоступные в других сервисах. 

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

НОВИКОМ провел в Ульяновске круглый стол для предприятий-партнеров Представители банка Ростеха провели круглый стол, на котором встретились с руководителями предприятий-партнеров и застройщиков Ульяновска. На площадке региональной Торгово-промышленной палаты эксперты обсудили перспективы рынка недвижимости и подчеркнули преимущества ипотечных продуктов НОВИКОМа.В условиях роста цен бизнес особенно заинтересован в том, чтобы обеспечить своих сотрудников доступным жильем. НОВИКОМ познакомил партнеров с выгодными ипотечными продуктами банка, которые позволяют оформлять кредиты по ставкам ниже рыночных. Экспертам также была представлена программа «Развит
Как банки справляются с внедрением открытых API 5 декабря 2024 года состоится седьмая практическая конференция по открытому банкингу.«OPEN API_2024 ЭВОЛЮЦИЯ» пройдет при поддержке Ассоциации ФинТех, которая выступит организатором первой сессии. Среди ключевых тем конференции этого года: Регулирование Open API в финансовой сфере BaaS-трансформация банковского бизнеса Open Data: реалии и перспективы экономики открытых данных Роль Open API в цифровизации корпбизнеса банка В конференции примут участие Станислав Короп (Банк России), Дмитрий Ищенко (Ассоциация ФинТех), Олег Комлик (ДОМ.РФ), Алин
Имущество, финансы и сотрудников защитили более 12,5 тысяч компаний малого бизнеса Чаще всего комбо-защиту в СберСтраховании в этом году оформляли предприниматели, занимающиеся торговлей (36%), строительством (12%) и фермерством (11%).Предпринимателям важно защитить своё имущество, финансы, сотрудников и гражданскую ответственность (например, в случае претензий третьих лиц). Чтобы обеспечить стабильную работу бизнеса и людей, за 9 месяцев 2024 года в СберСтраховании свои риски застраховали более 12,5 тыс. компаний малого и микробизнеса. Страховая сумма по всем договорам составила 166,3 млрд рублей. Небольшие компании могут обезопасить сразу весь бизнес в одном полисе. В к
Сотрудники НОВИКОМа по всей стране приняли участие в акции «День донора» Сотрудники дочернего банка Ростеха приняли активное участие в акции «День донора». Кровь сдали несколько десятков добровольцев по всей стране. Мероприятие прошло в рамках корпоративной программы добровольного донорства, проводимой в партнерстве с Союзом машиностроителей России и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА).В этот раз к мероприятию присоединились сотрудники банка из Москвы, Воронежа, Новосибирска, Перми и других регионов страны. В столице акция проходила на базе городской клинической больницы № 52 и Центра крови Федерального медико-биологического агентства России, в регио
Все корпоративные новости »