Оле Хансен, глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank
За немногими исключениями, #сырьевые #рынки в неплохом состоянии подходят к концу этого крайне #волатильного и временами трудного полугодия, в котором пандемия привела к сильнейшему со Второй мировой войны обвалу мирового экономического роста. Сырьевой индекс Bloomberg, хотя и находится всё еще на 20% ниже, чем в начале года, за этот месяц поднялся на 2%. В основном это обусловлено #проциклическими товарами: промышленными металлами, нефтью и топливными нефтепродуктами.
Большинство рынков, в том числе и сырьевые, сейчас ориентируются в первую очередь на ФРС США и на индекс S&P 500. Рост количества случаев COVID-19 в США и, на короткое время, в Пекине увел было акции вниз, но затем FOMC объявил о планах закупки корпоративных облигаций. Такие события заставляют задуматься, не оторвались ли котировки акций от реальной экономики, где наблюдается обвал роста и скачок безработицы. Рынок сейчас ведет себя так, как будто Федрезерв готов прийти на помощь при первом признаке любого ослабления.
Энергоносители: В энергетическом секторе продолжает наблюдаться расхождение между нефтью и нефтепродуктами с одной стороны и природным газом с другой. Первые, благодаря существенному снижению квот на добычу в ОПЕК+ и высокой степени их выполнения, а также сообщениям о быстром восстановлении спроса сильно восстановились после апрельского минимума. В своем ежемесячном обзоре рынка нефти Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что в течение 2020 года спрос на нефть улучшится, но останется ниже прошлогоднего на 8,1 млн баррелей в сутки, а в 2021-м повысится на 5,7 млн баррелей в сутки. По мнению агентства, полностью он восстановится не раньше 2022 года, учитывая медленный возврат спроса на авиационный керосин и смену потребительского поведения.
И всё-таки нефть на пути к восстановлению, а вот цены на газ в США и Европе в ближайшие месяцы останутся, вероятно, под давлением из-за сезонного роста запасов, который может привести к заполнению хранилищ до отказа. Американский природный газ с поставкой в июле торгуется чуть выше уровня поддержки, на 1,60 долл. США за MMBTU, при мартовском минимуме 1,52 долл. Если похолодание или активизация промышленности не поднимут значительно спрос, то в ближней перспективе вероятно дальнейшее снижение цен.
Добавляет тревожности и то, что упавшая ранее добыча в США может вскоре снова пойти вверх. При цене на нефть марки WTI выше 40 долл. США за баррель сланцевые производители готовы нарастить ее добычу, а с ней и попутного газа. Еще одна проблема – это падение экспорта сжиженного газа: дешевый СПГ невыгодно экспортировать, учитывая затраты на сжижение и транспортировку.
Драгоценные металлы: Золото уже девятую неделю продолжает торговаться в диапазоне около 1700 долл. США за унцию, не находя оснований для ухода вверх или вниз. Недостаток позитивной реакции рынка на стимулирование от центробанков, ослабление доллара США и снижение реальной доходности облигаций – всё это привело к сокращению хедж-фондами спекулятивных лонгов на фьючерсном рынке. С момента февральского пика они сократили ставки на повышение на 55%, до минимума за год.
Тем временем индексные фонды (ETF), инвестирующие в слитки, идут от повышения к повышению: по данным Bloomberg, общий объем держаний вырос с начала года на 565 тонн и достиг 3138 тонн. Этот рост более чем скомпенсировал падение спроса со стороны крупнейших в мире азиатских потребителей, вызванное пандемией и карантином.
ETF-фонды пользуются спросом у всех типов инвесторов – от розничных до пенсионных фондов и некоторых сверхбогатых людей. Девять частных банков, опрошенных агентством Reuters, которые в сумме управляют активами сверхбогатых на 6 трлн долл. США, единодушно сообщили, что рекомендовали своим клиентам увеличить долю золота в портфелях.
Две из нескольких причин прогноза на рост, которые мы называли в последние месяцы – обесценивание денег и снижение реальных доходностей – были упомянуты и в свежем обзоре от Goldman Sachs. Прогноз цены на золото через шесть месяцев поднят в нем до 1900 долл. США за унцию, а на серебро – до 21 долл. США за унцию. Таким образом, отношение цен золота к серебру станет равным 90,5, что на 9% выше, чем сейчас.
Поведение цен на драгметаллы в последнее время показывает, что и они подвержены разочарованиям и что нужно терпение. Учитывая рисковые настроения и общий оптимизм на финансовых рынках, сейчас отсутствует повод для перехода к росту. Однако это не отменяет нашего мнения, что в краткосрочной перспективе золото будет полезно для диверсификации, а в долгосрочной пойдет вверх по мере ослабления доллара, снижения реальных доходностей и роста инфляции.
Сюда нужно добавить и усиление геополитических рисков из-за поиска виновных в пандемии COVID-19, тем более что опросы явно предсказывают президенту Трампу поражение на ноябрьских выборах. Кроме того, пандемия ускоряет процесс деглобализации и возвращения производства из-за рубежа, начавшийся во время торговой войны США и Китая. Если спотовая цена на золото покажет закрытие выше 1750 долл., то вероятно усиление динамики: хедж-фонды возобновят покупку и выведут цену к 1800 долл., а для серебра – к 19 долл. за унцию.
Пищевые товары: Кофе арабика, какао и в меньшей степени сахар почти не демонстрируют того V-образного восстановления, которое видно в акциях и общем аппетите к риску. Кофе в своем самом долгом за 10 месяцев снижении упал ниже 1 долл. США за фунт из-за рекордного производства в Бразилии и слабого спроса со стороны ресторанов и кофеен. Потребление сахара тоже снижается, в том числе из-за падения спроса на биоэтанол на фоне дешевой нефти. Подобное же происходит и с какао, спрос на которое тесно связан с ростом ВВП и снизился сейчас до двухмесячного минимума. На 9 июня хедж-фонды держали по кофе и какао чистые короткие позиции, а по сахару – небольшие длинные.