Итоги исследования Московской биржи и АНД: новый феномен рынка – «IPO на вырост»

A A= A+ 06.08.2024 Новости БД
Московская биржа и Ассоциация Независимых Директоров (АНД) презентовали итоги исследования «Рынок IPO. Новые эмитенты», посвященного ключевым изменениям на рынкепервичных размещений. Это первая часть глобального исследования, проводимого агентством «Макушева и партнеры», которая раскрывает вызовы на пути трансформации из частной в публичную компанию (ПАО)
 
С 2022 года на фондовом рынке происходят комплексные изменения, которые коснулись источников денег, структуры участников, нормативов и практик. Без влияния международных стандартов рынок остался с локальными, изначально более мягкими требованиями, что повлекло повышение интереса к IPO новых эмитентов из числа быстрорастущих компаний и частных инвесторов. Однако демократичные условия открыли больше возможностей для нарушений, которые могут подорвать доверие к акциям новых компаний и рынку в целом. 
 
За 2023 год и первую половину 2024 года IPO провели 15 компаний и еще ряд планируют это сделать до конца текущего года. Исследование – первый для нового рынка опыт изучения мотивации эмитентов, практики подготовки к IPO, коммуникаций с новыми инвесторами и практики формирования цены. Цель исследования – анализ и систематизация накопленного опыта, чтобы помочь будущим участникам минимизировать риски и успешно выходить на рынок.
 
В ходе исследования проведено более 50 уникальных интервью с разными участниками рынка, в том числе представителями компаний, которые недавно вышли на IPO, инвесторами, независимыми директорами и др. Все участники интервью сошлись во мнении, что рынок находится в периоде экспериментов и оценивают его состояние как переходное. Это отражается, в первую очередь, в демократизации IPO – на рынок получил доступ целый пласт молодых компаний, интересных для инвесторов. Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов. Сейчас этот инструмент рассматривают быстрорастущие компании, у которых другие мотивы выхода на биржу :
 
• Привлечение в команду и удержание топ-профессионалов, стимулирование менеджмента к переменам. 
• IPO рассматривается как инструмент для роста узнаваемости бренда. ПАО привлекает больше внимания, чем частная компания, ему легче находиться в повестке. Однако вместе с ростом публичности команда сталкивается с ростом ответственности и рисков, чему оказывается невсегда готова.
• IPO воспринимается как переход в «другую лигу» и инструмент повышения репутации. Статус ПАО дает контрагентам компании больше уверенности в стабильности компании и качестве ее управления.
• Быстрорастущие компании заинтересованы в приобретении новых активов с рынка и увеличении выручки, поэтому акции чаще, чем прежде, рассматриваются как ликвидный ресурс для совершения сделок M&A;
 
В результате на рынке появился феномен «IPO на вырост», когда компании видят в выходе на публичный рынок мощный стимул к оптимизации внутренних и внешних процессов, а также к совершенствованию корпоративного управления. Однако с незрелым управлением, недавними реструктуризациями и отсутствием опыта подготовки отчетности это сопряжено с повышенными рисками - репутация публичной компании более уязвима. 
 
Ключевыми узкими местами в подготовке к IPO, по мнению регулятора и участников рынка, становится создание совета директоров «на скорую руку» непосредственно перед сделкой, а также подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или «из друзей» акционеров. Отсутствие необходимых компетенций, покрывающих ключевые задачи и риски компании, недостаток времени для работы и вовлеченности приводит к бюрократизации и замедлению принятия решений. 
 
Однако поиски профессионалов также сопряжены с трудностями. Бум IPO и уход с рынка иностранных специалистов усугубили дефицит кадров, обладающих опытом работы с публичным рынком капитала. Острее всего эту проблему ощущают небольшие компании, которые проигрывают крупным ПАО в кадровой конкуренции по масштабности и перспективности проектов, амбициозности задач. 
 
Подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент: достижение бизнес-результатов, одновременная перестройка процессов и широкое общение с новыми стейкхолдерами. После сделки нагрузка сохраняется – необходимо выполнять обещания, управлять по-новому, внимательнее прорабатывать вопросы прорабатывать и коммуницировать с новыми участниками корпоративных отношений. Чтобы избежать проблем с мотивацией команды в период трансформации имеет смысл разработать соответствующую программу до IPO.
 
Доминирование на рынке розничных инвесторов заставляет осваивать новые правила игры, где иное восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции, которая становится близка к PR и маркетингу, поэтому становится целесообразным погружение в тематику публичности более широкого круга сотрудников.
 
Елена Курицына, старший управляющий директор Московской биржи:
«Рынок капитала развивается: обновляется регуляторный ландшафт, меняются размеры сделок, формируются новые подходы в коммуникациях, в работе с инвесторами. Московская биржа регулярно проводит семинары для компаний, которые планируют публичное размещение акций, в том числе в партнерстве с АНД. Наиболее распространенные вопросы от основателей и топ-менеджмента таких компаний во многом и стали поводом для проведения исследования, которое мы сегодня презентовали. Надеюсь, его результаты будут способствовать лучшему пониманию, какие практики работают, как именно происходит трансформация, что дается сложнее всего при подготовке. Конечная цель исследования – проанализировать и систематизировать накопленный опыт, чтобы помочь быстрорастущим компаниям успешно выйти на рынок, а инвесторам дать чувство надежности, прозрачности и устойчивости».
 
Александр Иконников, сооснователь АНД:
«Переход в лигу ПАО открывает новые возможности, но и требует глубоких преобразований: меняются подходы к управлению и отношение к собственности.  Эффективное корпоративное управление — это не формальный шаблон, а индивидуальная модель, учитывающая как корпоративную культуру компании, так и ее бизнес-потребности. Для новых эмитентов важно адаптировать свои процессы под новые задачи, оценивать их соответствие рынку и приглашать профессиональных независимых директоров - носителей современных знаний о бизнесе и практиках управления в публичных компаниях» - отмечает Александр Иконников, сооснователь АНД.
 
Мария Макушева, основатель исследовательского агентства «Макушева и партнеры»:
«Чтобы не только декларировать выполнение требований к ПАО, но и понять их и начать жить в соответствии с ними, нужно время. Жизнь в статусе ПАО заставляет менять культуру компании на уровне убеждений, ценностей, пересматривать привычки. Наиболее сложными оказываются пересмотр представлений собственника – смена парадигмы «свое» на «наше», повышение публичности, необходимость более тщательно аргументировать и согласовывать решения. Для семейных и дружеских компаний в первое время бывает сложно принять независимых директоров, которые воспринимаются как нечто чужеродное», - добавила 
 
Второй выпуск исследования «Новые инвесторы» будет посвящен формированию цены сделки, специфике розничных инвесторов в сравнении с институциональными, а также новым каналам коммуникаций, которые апробируют эмитенты.
 
Исследование «Рынок IPO. Новые эмитенты» можно изучить в приложении.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Регулирование и развитие инвестиционных платформ и финансовых маркетплейсов обсудят на ключевой ежегодной конференции в Москве 26 ноября 2024 года в Москве пройдёт Конференция «ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ 2024» - ИПФМ’24.Конференция посвящена актуальным вопросам государственного регулирования и перспективам развития высокотехнологичных финансовых онлайн-сервисов, которые способствуют повышению уровня доступности и качества финансовых услуг для частных лиц и организаций всех форм собственности, включая предприятия сегмента МСП. В ИПФМ’24 примут участие руководители компаний-операторов инвестиционных платформ и финансовых маркетплейсов, представители Банка России, Государственной Думы ФС
Эксперты АОИП рассказали о том, что мотивирует людей участвовать в краудфандинге Эксперты Ассоциации утверждают, что краудфандинг становится неотъемлемой частью современного бизнеса и культурных инициатив, однако многие авторы проектов сталкиваются с незнанием того, как мотивировать участников поддержать их начинания. Специалисты отмечают: понимание мотивации людей является ключевым фактором успеха в этом процессе.Результаты исследования, опубликованные руководителем группы PR краудфандинговой платформы Planeta.ru Викторией Потаповой, показывают, что материальная выгода — не единственный стимул для поддержки проектов: • 28% участников мотивированы получением
При участии НОВИКОМа в МГТУ им. Н.Э. Баумана прошли технические марафоны Дочерний банк Ростеха поддерживает значимые образовательные программы и конкурсы для перспективных технических специалистов. В частности, банк активно сотрудничает с флагманом отечественного инженерного образования МГТУ им. Н.Э. Баумана. При содействии НОВИКОМа в вузе прошли медиахакатон и хардатон, нацеленные на реализацию творческого и изобретательского потенциала молодежи.Участники медиахакатона «Путь инженера» учились создавать медиаконтент, который рассказывает о деятельности научно-образовательных центров МГТУ им. Н.Э. Баумана. Перед командами стояла задача — популяризи
АОИП станет участником II съезда Ассоциации редевелоперов Исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (АОИП) Кирилл Косминский примет участие в качестве спикера во II съезде Ассоциации редевелоперов.Мероприятие состоится 27 ноября в Москве. Участниками съезда будут обсуждены перспективы развития редевелопмента, а также новые тенденции, влияющие на городскую среду. «Редевелопмент — не просто восстановление старых объектов, это создание новых возможностей для развития городов и их жителей. Мы живем в эпоху, когда каждый проект должен быть не только экономически обоснован, но и социально значим», — от
Все корпоративные новости »