Исследование Тинькофф и ОПИ: россияне ежегодно теряют 78 млрд ₽ из-за незнания, как оспорить покупки в магазинах

A A= A+ 27.05.2024 Новости БД

Аналитический проект Tinkoff Data совместно с общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) провели исследование, чтобы выяснить, как россияне оспаривают неудачные покупки, а также сколько в среднем теряют из-за незнания условий возврата денег по правилам платежных систем и Закона о защите прав потребителей.

Основные выводы

  • В среднем за год жители России недополучают 78 млрд ₽ за некачественные покупки и другие платежные операции. Такую сумму они могли бы вернуть по правилам платежных систем или в рамках Закона о защите прав потребителей, если бы оспаривали через банки платежные операции в магазинах в конфликтных ситуациях.
  • Только 16% россиян знают о возможности оспаривания операций через банки.
  • Более 50% опрошенных сталкивались в своей жизни с ситуациями, в которых нужно оспорить покупку или перевод, 24% из них — за последний год.
  • В основном необходимость возврата денег возникала в связи с покупкой товара или услуги (88% опрошенных). У 20% опрошенных возникали ситуации, когда нужно было вернуть перевод. Еще 12% опрошенных рассказали, что потеряли средства из-за мошенников.
  • 21% опрошенных никогда не пытались вернуть свои деньги за неудачные покупки за товары или услуги. Они либо не верят в успешный исход, либо не хотят тратить время или не знают, куда обратиться за помощью.
  • Из тех, кто пытался вернуть деньги за покупки, почти 80% опрошенных ответили, что у них был опыт успешного возврата. Причём самыми «эффективными» в вопросе возврата средств оказались люди в возрасте 35—44 года — 82% в этой категории смогли вернуть деньги.
  • В полицию в случае конфликтной ситуации большинство россиян готовы обращаться, если нужно вернуть сумму от 1 000 ₽, а в банк и к продавцу — от 500 ₽.

 

По данным совместного исследования Тинькофф и ОПИ, только 16% россиян знают о возможности оспаривания операций через банк. Среди клиентов Тинькофф, оспаривавших платежные операции, в 2023 году 90% обратившихся вернули деньги за неудачные покупки и другие операции. Средний чек возврата такой операции составил 10,5 тысяч ₽.

 

Олег Павлов, председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ).

«Различные нарушения, которые имеют место на потребительском рынке, ежегодно приводят к десяткам и сотням тысяч судебных разбирательств и жалоб в уполномоченные органы. И это только официально зарегистрированные цифры. 

Одновременно развиваются недобросовестные и мошеннические практики, связанные с выманиваем у граждан денежных средств под различными предлогами.

Стоит помнить, что в некоторых случаях, когда цена вопроса небольшая или потребитель не располагает временем и средствами для погружения в проблему и привлечения квалифицированной юридической помощи, он предпочитает смириться с потерей и оставить все как есть».

 

Каждый второй взрослый житель России сталкивался с необходимостью оспорить покупку

Более 50% опрошенных клиентов сталкивались когда-либо в своей жизни с ситуациями, в которых нужно оспорить покупку или перевод, 24% из них — за последний год.

В 88% случаев людям необходимо было вернуть деньги за товар или услугу, которыми остались недовольны. Например, магазин продал сломанные наушники, продавец с маркетплейса прислал не ту модель телефона, авиакомпания отменила рейс или телевизор сломался через несколько дней после ремонта.

Еще 20% опрошенных столкнулись с ситуацией неудачного перевода. Например, когда случайно перепутали реквизиты и отправили средства незнакомцам.

В 12% случаев у респондентов возникала необходимость оспорить онлайн-покупки, которые они не совершали. Чаще всего такое происходит, когда данные карты утекли в сеть и ими завладели мошенники.

В категории «отмена покупки» респонденты чаще всего хотят вернуть деньги за оформленные без их ведома подписки — 38%, оплату товара в офлайн-точках, например, магазинах или кафе. Причины возврата разные. Например, товар оказался бракованным, продавец не оказал услугу или на кассе не прошла оплата, а деньги списались. На третьем месте по частоте обращений — онлайн-покупки — 14%.

Чтобы вернуть деньги за неудачную покупку, люди в основном обращаются к продавцу, при отмене перевода — в банк. При этом немалая доля жителей России не предпринимают вообще никаких действий в спорных ситуациях. В случаях с неуспешной покупкой 21% опрошенных не пытались оспорить транзакцию, и 31% — ничего не делали с ошибочными переводами и мошенничеством.

Клиенты банков не пытаются вернуть деньги в основном потому, что не хотят тратить на это силы (21%), уверены в своей вине (20%) или не верят, что получат компенсацию (19%).

Еще 7% опрошенных считают, что возвращать деньги — это сложно, а 6% не знают куда обратиться. Остальные 27% не вспомнили, почему решили не оспаривать операции.

 

Как возвращают в зависимости от пола и возраста и причины невозврата

Женщины не пытаются вернуть деньги в основном потому, что не верят, в результат — 33% респондентов выбрали этот ответ. Еще 17% просто не знает, куда обратиться за помощью. Мужчины в основном считают, что сами виноваты или не готовы тратить время на разбирательства. Такие варианты ответа выбрали 40% опрошенных.

Молодые люди в возрасте 18—24 лет единственные, кто отметил среди причин нежелание тратить силы, так как сумма небольшая. А вот люди старше 45 лет считают, что деньги не вернут, потому что они сами виноваты в сложившейся ситуации.

Почти 80% опрошенных ответили, что смогли вернуть деньги за покупки и переводы. Чаще всего это удается людям от 35 до 44 лет — 82% респондентов этого возраста ответили, что в спорной ситуации смогли получить компенсацию. Это самая высокая доля среди остальных возрастных групп.

Более половины опрошенных готовы обращаться в банк или к продавцу, чтобы вернуть до 5 000 ₽ за покупки. Треть из них признались, что могут оформить претензию, даже если речь идет о сумме 500 ₽ и меньше.

При этом в полицию большинство респондентов готовы писать заявление, если нужно вернуть от 1000 до 10 000 ₽.

Чаще всего клиенты Тинькофф обращаются за возвратом переводов, отправленных по ошибке — 51% всех обращений, а также за оспариванием неудачных покупок, например, когда товар не доставили или деньги не поступили на счет за покупку, которую вернули продавцу — 42%.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

НОВИКОМ подвел итоги ЦИПР-2025 НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» – центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) принял участие в юбилейной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2025), прошедшей в Нижнем Новгороде с 2 по 5 июня. Банк выступил официальным партнером мероприятия и активным участником деловой программы. Это позволило НОВИКОМу заявить о себе как о банке, системно развивающем финансовую инфраструктуру в интересах цифровой трансформации экономики.Открывая главную пленарную сессию ЦИПР, председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что внедрение современных технологий в
Ростех запустил Финансовый портал для сотрудников Холдинг «РТ-Финанс» Госкорпорации Ростех запустил Финансовый портал для сотрудников предприятий Корпорации. Единая цифровая платформа позволяет эффективно взаимодействовать с финансовыми организациями Ростеха, а также знакомит пользователей с банковскими, страховыми и пенсионными продуктами.В частности, на платформе представлен полный спектр розничных продуктов банка НОВИКОМ, входящего в состав холдинга «РТ-Финанс». Это линейки вкладов с различными сценариями накоплений, а также кредитные и карточные продукты. Поддержка сотрудников Ростеха — ключевая миссия банка, поэтому фин
Роль крауд-инструментов в платформенной экономике обсудили в РАНХиГС 6 июня 2025 года директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциации краудфандинга) Кирилл Косминский выступил в РАНХиГС перед слушателями курса "Современные формы альтернативного финансирования предпринимательства и стартапов".В ходе своего выступления руководителя ведущего профессионального сообщества игроков рынка высокотехнологичного коллективного финансирования бизнес-проектов и социальных инициатив аудитории слушателей был представлен визионерский взгляд на укрепляющуюся роль различных цифровых инструментов краудфандинга в области построения эффективной национальной платфо
Сравни признан маркетплейсом №1 по подбору и оформлению займов По данным исследовательской компании Ipsos Comcon*, финансовый маркетплейс Сравни стал лидером по подбору и оформлению займов среди площадок, предоставляющих такую опцию.Сравни получил статус лидера среди финансовых маркетплейсов за счет активного развития направления займов. В 2021 году на Сравни была запущена онлайн-витрина с предложениями займов. С тех пор команда маркетплейса последовательно масштабировала и совершенствовала процесс полной выдачи и погашения займов, ориентированный на скорость, удобство и минимизацию переплат для заемщиков. На сайте и в приложении Сравни клиент может ос
Все корпоративные новости »