Исследование Тинькофф и ОПИ: россияне ежегодно теряют 78 млрд ₽ из-за незнания, как оспорить покупки в магазинах

A A= A+ 27.05.2024 Новости БД

Аналитический проект Tinkoff Data совместно с общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) провели исследование, чтобы выяснить, как россияне оспаривают неудачные покупки, а также сколько в среднем теряют из-за незнания условий возврата денег по правилам платежных систем и Закона о защите прав потребителей.

Основные выводы

  • В среднем за год жители России недополучают 78 млрд ₽ за некачественные покупки и другие платежные операции. Такую сумму они могли бы вернуть по правилам платежных систем или в рамках Закона о защите прав потребителей, если бы оспаривали через банки платежные операции в магазинах в конфликтных ситуациях.
  • Только 16% россиян знают о возможности оспаривания операций через банки.
  • Более 50% опрошенных сталкивались в своей жизни с ситуациями, в которых нужно оспорить покупку или перевод, 24% из них — за последний год.
  • В основном необходимость возврата денег возникала в связи с покупкой товара или услуги (88% опрошенных). У 20% опрошенных возникали ситуации, когда нужно было вернуть перевод. Еще 12% опрошенных рассказали, что потеряли средства из-за мошенников.
  • 21% опрошенных никогда не пытались вернуть свои деньги за неудачные покупки за товары или услуги. Они либо не верят в успешный исход, либо не хотят тратить время или не знают, куда обратиться за помощью.
  • Из тех, кто пытался вернуть деньги за покупки, почти 80% опрошенных ответили, что у них был опыт успешного возврата. Причём самыми «эффективными» в вопросе возврата средств оказались люди в возрасте 35—44 года — 82% в этой категории смогли вернуть деньги.
  • В полицию в случае конфликтной ситуации большинство россиян готовы обращаться, если нужно вернуть сумму от 1 000 ₽, а в банк и к продавцу — от 500 ₽.

 

По данным совместного исследования Тинькофф и ОПИ, только 16% россиян знают о возможности оспаривания операций через банк. Среди клиентов Тинькофф, оспаривавших платежные операции, в 2023 году 90% обратившихся вернули деньги за неудачные покупки и другие операции. Средний чек возврата такой операции составил 10,5 тысяч ₽.

 

Олег Павлов, председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ).

«Различные нарушения, которые имеют место на потребительском рынке, ежегодно приводят к десяткам и сотням тысяч судебных разбирательств и жалоб в уполномоченные органы. И это только официально зарегистрированные цифры. 

Одновременно развиваются недобросовестные и мошеннические практики, связанные с выманиваем у граждан денежных средств под различными предлогами.

Стоит помнить, что в некоторых случаях, когда цена вопроса небольшая или потребитель не располагает временем и средствами для погружения в проблему и привлечения квалифицированной юридической помощи, он предпочитает смириться с потерей и оставить все как есть».

 

Каждый второй взрослый житель России сталкивался с необходимостью оспорить покупку

Более 50% опрошенных клиентов сталкивались когда-либо в своей жизни с ситуациями, в которых нужно оспорить покупку или перевод, 24% из них — за последний год.

В 88% случаев людям необходимо было вернуть деньги за товар или услугу, которыми остались недовольны. Например, магазин продал сломанные наушники, продавец с маркетплейса прислал не ту модель телефона, авиакомпания отменила рейс или телевизор сломался через несколько дней после ремонта.

Еще 20% опрошенных столкнулись с ситуацией неудачного перевода. Например, когда случайно перепутали реквизиты и отправили средства незнакомцам.

В 12% случаев у респондентов возникала необходимость оспорить онлайн-покупки, которые они не совершали. Чаще всего такое происходит, когда данные карты утекли в сеть и ими завладели мошенники.

В категории «отмена покупки» респонденты чаще всего хотят вернуть деньги за оформленные без их ведома подписки — 38%, оплату товара в офлайн-точках, например, магазинах или кафе. Причины возврата разные. Например, товар оказался бракованным, продавец не оказал услугу или на кассе не прошла оплата, а деньги списались. На третьем месте по частоте обращений — онлайн-покупки — 14%.

Чтобы вернуть деньги за неудачную покупку, люди в основном обращаются к продавцу, при отмене перевода — в банк. При этом немалая доля жителей России не предпринимают вообще никаких действий в спорных ситуациях. В случаях с неуспешной покупкой 21% опрошенных не пытались оспорить транзакцию, и 31% — ничего не делали с ошибочными переводами и мошенничеством.

Клиенты банков не пытаются вернуть деньги в основном потому, что не хотят тратить на это силы (21%), уверены в своей вине (20%) или не верят, что получат компенсацию (19%).

Еще 7% опрошенных считают, что возвращать деньги — это сложно, а 6% не знают куда обратиться. Остальные 27% не вспомнили, почему решили не оспаривать операции.

 

Как возвращают в зависимости от пола и возраста и причины невозврата

Женщины не пытаются вернуть деньги в основном потому, что не верят, в результат — 33% респондентов выбрали этот ответ. Еще 17% просто не знает, куда обратиться за помощью. Мужчины в основном считают, что сами виноваты или не готовы тратить время на разбирательства. Такие варианты ответа выбрали 40% опрошенных.

Молодые люди в возрасте 18—24 лет единственные, кто отметил среди причин нежелание тратить силы, так как сумма небольшая. А вот люди старше 45 лет считают, что деньги не вернут, потому что они сами виноваты в сложившейся ситуации.

Почти 80% опрошенных ответили, что смогли вернуть деньги за покупки и переводы. Чаще всего это удается людям от 35 до 44 лет — 82% респондентов этого возраста ответили, что в спорной ситуации смогли получить компенсацию. Это самая высокая доля среди остальных возрастных групп.

Более половины опрошенных готовы обращаться в банк или к продавцу, чтобы вернуть до 5 000 ₽ за покупки. Треть из них признались, что могут оформить претензию, даже если речь идет о сумме 500 ₽ и меньше.

При этом в полицию большинство респондентов готовы писать заявление, если нужно вернуть от 1000 до 10 000 ₽.

Чаще всего клиенты Тинькофф обращаются за возвратом переводов, отправленных по ошибке — 51% всех обращений, а также за оспариванием неудачных покупок, например, когда товар не доставили или деньги не поступили на счет за покупку, которую вернули продавцу — 42%.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

АОИП о применении утилитарных цифровых прав для привлечения инвестиций Ассоциация операторов инвестиционных платформ (Ассоциация краудфандинга) приветствует развивающуюся практику применения механизма выпуска и реализации утилитарных цифровых прав, УЦП, для привлечения инвестиций в бизнес.В качестве актуального примера можно привести размещение на инвестиционной платформе «Статус-Инвест» инвест-предложения УЦП АО «ГК Мелком», обеспеченных поставкой реального товарного актива – продовольственной пшеницы. «Мы находимся на пороге значительного преобразования инвестиционного ландшафта России. Утилитарные цифровые права – э
НОВИКОМ и «Синара – Транспортные Машины» подписали кредитное соглашение на 10 млрд рублей НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» — центр финансовых компетенций Госкорпорации Ростех) заключил кредитное соглашение с «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) — дивизиональным машиностроительным холдингом Группы Синара. Банк окажет финансовое содействие партнеру в разработке и производстве инновационной продукции, которая важна для достижения технологического суверенитета России в транспортном машиностроении. Сумма кредитного соглашения составила 10 млрд рублей.Развитие сотрудничества НОВИКОМа и СТМ позволит увеличить объемы финансирования предприятий холдинга, масштабировать программы развит
НОВИКОМ разместил бюджетные средства Красноярского края в размере 5 млрд рублей НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» — центр финансовых компетенций Госкорпорации Ростех) стал победителем первого конкурсного отбора на размещение средств Министерства финансов Красноярского края. Временно свободные средства краевого бюджета в размере 5 млрд рублей будут размещены на депозитных счетах банка сроком на 61 день.НОВИКОМ и Минфин Красноярского края начали сотрудничество в июле 2025 года, а уже в августе банк выиграл первый аукцион. Сделка поможет укрепить финансовую стабильность региона, повысит эффективность управления активами и сохранность бюджетных средств с гарантией возврат
НОВИКОМ представил льготные ипотечные программы на круглом столе в Тольятти НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» - центр компетенций финансовых услуг Ростеха) провел круглый стол с партнерами рынка недвижимости в Тольятти. Участники мероприятия рассмотрели ипотечные программы банка и договорились использовать их в дальнейшей работе по улучшению жилищных условий в регионе.Президент Тольяттинской Гильдии Риелторов Ирина Боброва, а также представители ведущих агентств недвижимости и частные риелторы отметили важность таких встреч для участников рынка. Гости круглого стола обсудили актуальные ипотечные программы, в том числе с господдержкой, и нынешнюю ситуацию на рынках
Все корпоративные новости »