Тренды самозанятости: развитие в регионах и новые способы оплаты — исследование ЮKassa

A A= A+ 26.04.2024 Новости БД

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) изучили ситуацию в сфере самозанятости. В 2023 году общее число подключенных к ЮKassa самозанятых выросло на 33%, их обороты увеличились на 38%, количество платежей — на 80%, а число плательщиков — на 34% год к году. Средний чек при этом снизился на 23%, до 934 рублей. В регионах число самозанятых растёт быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. По росту оборотов и количества платежей лидируют мужчины, а по размеру среднего чека — женщины. 

Заметнее всего растут регионы

По данным ЮKassa, в 2023 году больше всего выросло число самозанятых в Дагестане, Тыве и Чеченской Республике — в три раза в каждом регионе. Далее идут Читинская (+84%), Орловская (+83%) и Курганская (+81%) области, а также Калининградская (+70%) и Мурманская (+67%) области. В Москве и Санкт-Петербурге самозанятых стало на 27% и 20% больше соответственно. 

«Хотя в абсолютных числах Москва и Петербург по-прежнему лидируют, динамика в регионах показывает, что самозанятость развивается по всей стране. Это может быть связано с ростом финансовой грамотности населения и со спросом на отечественные товары и услуги. Самозанятость — один из самых доступных способов начать свой бизнес», — говорит начальник отдела электронной коммерции ЮMoney Никита Савельев.

Одежда и игровая индустрия — самые востребованные сферы

Среди категорий, в которых работают самозанятые, больше всего вырос сегмент одежды для мужчин и женщин. За год оборот таких платежей увеличился в четыре раза, на столько же выросло количество покупок и покупателей, а средний чек составил 3 894 рубля (+8%). 

Заметный рост самозанятых наблюдался также в сегменте цифровых товаров. В 2023 году оборот платежей и количество покупок в этой категории увеличились в два раза по сравнению с 2022-м, покупателей стало на 26% больше, а средний чек составил 489 рублей (-2%). 

Популярностью пользовались также детские товары. Оборот самозанятых в этом сегменте вырос на 93%, количество покупок — на 37%, а число покупателей — на 25% год к году. Средний чек стал на 42% больше и составил 2 348 рублей.

Ещё одна востребованная категория — бытовая техника и электроника. Здесь оборот платежей вырос на 58%, количество оплат — на 37%, а число покупателей — на 22%. Средний чек стал на 15% больше и достиг 2 743 рублей.

Заметный рост показали также игровые товары. В этой категории оборот и количество покупок выросли в пять раз, покупателей стало в 2,5 раза больше, а средний чек увеличился на 7%, до 310 рублей.

Расширяется линейка методов оплаты 

В прошлом году в сегменте самозанятых наблюдался общий для рынка тренд на снижение популярности банковских карт. В обороте подключенных к ЮKassa самозанятых доля карт уменьшилась до 64%, в количестве платежей — до 59% (раньше было 83% и 81% соответственно). В целом же оборот оплат картами вырос на 5%, а их количество — на 30%.

При этом доля метода SberPay увеличилась до 26% по обороту и до 29% — по количеству оплат (раньше было 9% и 10% соответственно). Общий оборот и количество платежей этим способом выросли более чем в четыре раза в годовом выражении.

«Самозанятые оценили преимущества альтернативных способов оплаты, которые позволяют поддерживать лояльность существующих клиентов и привлекать новых. Оборот платежей кошельком ЮMoney вырос в этом сегменте на 29%, количество оплат — на 47%. Рост показали также платежи через мобильные терминалы. Оборот увеличился на 8%, а количество оплат — почти в 2,5 раза. В годовом выражении доли этих методов почти не изменились, но они укрепляют свои позиции», — отмечает начальник отдела электронной коммерции ЮMoney.

У самозанятых мужчин растут обороты, у женщин выше средний чек

В 2023 году общее количество самозанятых женщин выросло на 22% по сравнению с 2022 годом. Их оборот увеличился на 28%, а количество принятых ими платежей — на 35%. Средний чек при этом снизился на 5%, до 1 366 рублей. В то же время количество самозанятых мужчин увеличилось на 55%, их оборот вырос на 52%, количество оплат — более чем вдвое. Средний чек тоже снизился — на 34%, до 640 рублей. 

«Снижение среднего чека можно объяснить тем, что самозанятые, которые только выходят на рынок, часто устанавливают более низкие цены на свои товары и услуги. Так они могут продавать больше товаров и набирать лояльную аудиторию», — комментирует Никита Савельев.

Если сравнивать абсолютные значения, общий годовой оборот у самозанятых женщин оказался на 45% выше, чем у мужчин, а средний чек — почти в два раза выше. При этом у мужчин было на 46% больше принятых платежей. Рост количества самозанятых мужчин превысил рост самозанятых женщин на 33%, рост оборота у мужчин оказался на 24% больше, а рост числа платежей — на 97%. В то же время средний чек у женщин в динамике на 29% больше, чем у мужчин.

Самые перспективные регионы

По динамике роста самозанятых мужчин Москва опережает Санкт-Петербург. За год их количество увеличилось в столице на 42%, обороты выросли на 27%, а платежей стало втрое больше. В Петербурге число самозанятых мужчин выросло на 35%, их обороты при этом не изменились, а платежей стало в 2,5 раза больше. 

Среди регионов первое место по росту этих показателей занимает Пензенская область: количество самозанятых мужчин здесь выросло в два раза, их обороты увеличились на 19%, а оплат стало вдвое больше. На втором месте находится Приморский край, где количество самозанятых мужчин увеличилось в два раза, а обороты и число платежей выросли более чем второе. На третьем месте — Алтайский край, где самозанятых мужчин стало на 94% больше. Их обороты выросли на 82%, а количество оплат — в 3,5 раза.

Что касается самозанятых женщин, в Москве их стало на 19% больше, чем в 2022 году. Оборот увеличился на 35%, а количество платежей — на 21%. В Санкт-Петербурге рост менее заметный (+12% к росту количества самозанятых женщин, +16% к оборотам и +61% к числу оплат).

Среди регионов по перечисленным показателям лидирует Архангельская область, где число самозанятых женщин выросло на 68%, их оборот увеличился на 67%, а количество оплат — на 24%. На втором месте — Оренбургская область (+64%, +95%, +56%). Замыкает тройку лидеров Калининградская область (+60%, +41%, -3%).

Женщины чаще идут в рекламу, а мужчины — в туризм

Стабильный рост числа самозанятых наблюдается в продажах различных товаров. Количество мужчин в этом сегменте увеличилось на 18%, их оборот вырос на 40%, а число платежей — на 21% год к году. Самозанятых женщин, которые продают товары, за год стало на 12% больше, их оборот вырос на 28%, а количество оплат — на 20%.

Растёт также сегмент информационных и консультационных услуг. Количество самозанятых мужчин здесь увеличилось на 72%, их оборот стал на 41% больше, а количество оплат выросло вдвое. Число самозанятых женщин в этом сегменте выросло на 34%, их оборот увеличился на 24%, а количество платежей — на 43%.

Самый заметный рост показал сегмент игровых ресурсов, в котором самозанятых мужчин стало вдвое больше. Их оборот увеличился за год в 5,5 раза, а количество платежей — в 4,5 раза. Самозанятых женщин в сегменте игровых ресурсов стало на 17% больше, их оборот увеличился в 3,5 раза, а количество оплат — более чем вдвое.

В сегменте образования количество самозанятых мужчин выросло на 13% год к году, их оборот увеличился на 31%, а количество оплат — на 11%. Женщин в этой категории стало на 8% больше, их оборот вырос на 30%, а количество принятых платежей — на 9%.

Среди мужчин оказалось популярно направление туризма. За год их количество в этом сегменте увеличилось на 33%, оборот платежей вырос на 25%, а число оплат — на 28%. А вот самозанятые женщины чаще осваивают рекламный сегмент. За год их количество здесь увеличилось на 57%, оборот вырос в 6,5 раза, а количество оплат — на 53%.

 

«Российские самозанятые динамично развиваются и в офлайне, и в онлайне. Наши данные указывают на значительный потенциал этого сегмента как в крупных городах, так и в регионах. Развитию способствуют упрощённая процедура оформления и дополнительная поддержка от государства, а разнообразие сфер деятельности и способов оплаты позволяет самозанятым привлекать и удерживать больше клиентов», — считает начальник отдела электронной коммерции ЮMoney.

 

О ЮMoney

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Партнерская сеть «Халвы» в первом квартале 2024 года выросла более чем на 8 тыс. торговых точек Партнерами «Халвы» за этот период стали такие известные бренды, как Магнит Косметик, Fix Price и YAMAGUCHI.Оборот платежей и количество транзакций по Халве в первом квартале года выросли на 21% и 20 % соответственно в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В первом квартале 2024 года сохраняется влияние трендов рынка ритейла, проявившихся в прошлом году. Так, продолжают расти хард-дискаунтеры, которые занимают около 8% рынка современной торговли FMCG и активно прибавляют по количеству и объему покупок. Несмотря на то, что потребители продолжают искать способы оптимизации бюджета, о
Краудфандинг становится инструментом высокодоходных инвестиций в бизнес на маркетплейсах Ассоциация операторов инвестиционных платформ отмечает тенденцию к увеличению в первом квартале 2024 года на крауд-платформах числа заявок на финансирование бизнеса со стороны предпринимателей, реализующих свою продукцию на ведущих маркетплейсах. Объём сделок растёт. Он формируется, главным образом, за счёт заключения договоров срочных займов под привлекательные проценты даже относительно выросших банковских депозитов ставок.Таким образом селлеры получают дополнительное финансовое плечо для осуществления успешной операционной деятельности: закупок партий товара, расширение ассортимента или улу
Студенты смогут пройти оплачиваемую стажировку NextGen CIB в корпоративно-инвестиционном бизнесе Совкомбанка с возможностью трудоустройства Совкомбанк запускает программу NextGen CIB в Москве – оплачиваемую стажировку в корпоративно-инвестиционном бизнесе для студентов последних курсов и выпускников по профилям: экономика, финансы, математика, информационные технологии и менеджмент.Направление корпоративно-инвестиционного бизнеса для стажировки студент сможет выбрать самостоятельно. Студенты познакомятся с работой банка изнутри и особенностями сложных инвестиционно-банковских продуктов. Они изучат принципы финансового анализа компании и её отчётности, механизмы финансирования, а также освоят инструменты хеджирования рисков, структ
СК «Гайде» застраховала автопарк ГУП «Водоканал» в Севастополе СК «Гайде» одержала победу в конкурсе на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Водоканал». Автопарк предприятия включает в себя легковые и грузовые автомобили, а также спецтехнику.ГУПС «Водоканал» было основано в 1925 году. Предприятие осуществляет коммунальное и промышленное водоснабжение, отвод и очистку сточных вод, эксплуатацию, ремонт, строительство и техническое переоснащение водопроводно-канализационных   сооружений города и п
Все корпоративные новости »