22 марта на очередном заседании Банк России второй раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, что совпало с нашими ожиданиями и консенсус-прогнозом. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, на заседании сложился широкий консенсус за сохранение ставки на текущем уровне, альтернативные варианты предметно не обсуждались, но шла дискуссия о будущей траектории и сигнале. Например, «были те, кто считает, что снижение инфляции уже приобретает устойчивый характер. Но были и те, кто считает, что выросли инфляционные риски». В итоге большинство высказалось за сохранение нейтрального сигнала. По словам Набиуллиной, к снижению ключевой ставки можно будет приступить после того, как для регулятора будет убедительным устойчивое снижение инфляции. Она также подтвердила свою прежнюю оценку сроков о снижении во второй половине года.
Глава ЦБ РФ впервые раскрыла критерии, по которым регулятор будет судить о достаточности дезинфляции — очевидно, чтобы в дальнейшем приступить к снижению ставки:
Кроме этого, по словам главы ЦБ, на прогноз будет влиять вероятное уточнение среднесрочных параметров бюджета в связи с посланием президента. Когда правительство представит конкретные параметры новаций, то регулятор сможет оценить их эффект на экономику и инфляцию.
В оценке текущей ситуации ЦБ обращает внимание на постепенное ослабление текущего инфляционного давления, но при этом оно остается высоким — большинство устойчивых показателей текущего роста цен, по оценке Банка России, находятся в диапазоне 6–7% в пересчете на год, а базовая инфляция в феврале даже повысилась. При этом тенденции расходятся: рост цен на товары значимо замедляется, а на услуги ускоряется — повышенную динамику цен на услуги ЦБ считает одним из индикаторов высокого спроса. Отмечая замедление текущих темпов инфляции в марте, Эльвира Набиуллина сказала, что преждевременно судить о дальнейшей скорости дезинфляционных тенденций (здесь нужно отметить, что недельная инфляция считается по усеченной корзине товаров и услуг, там недостаточно представлены услуги, которые дали вклад в инфляцию зимних месяцев). Ситуация на топливном рынке, по словам Набиуллиной, пока существенно не влияет на прогноз инфляции.
Важные выводы релиза:
Что касается внешнего спроса, то улучшение ситуации в мировой экономике и рост цен на сырье окажут поддержку экспорту, но в целом платежный баланс складывается в рамках прогноза ЦБ. Жесткая денежно-кредитная политика позволяет сдерживать импорт в соответствии с экспортными возможностями.
По-видимому, с точки зрения ЦБ, высокий внутренний спрос, при котором возросшие доходы позволяют населению одновременно наращивать сбережения и потребление, а также усиление жесткости рынка труда компенсируют произошедшее ужесточение денежно-кредитных условий. Поэтому, несмотря на некоторое снижение инфляции и инфляционных ожиданий, ЦБ не смягчает риторику в отношении сроков начала снижения ключевой ставки. В то же время риторика пресс-конференции показалась несколько мягче, чем тональность релиза.
Мы полагаем, что, с учетом сегодняшней риторики ЦБ, снижение ставки ранее II полугодия 2024 года маловероятно, однако вариант начала снижения в июне остается возможным. Все будет зависеть от устойчивости снижения инфляции и в целом от экономических данных. Многое будет зависеть от II квартала 2024 года: новые макропрогнозы ЦБ, формирование нового правительства, возможно — появление предложений правительства по параметрам бюджетно-налоговой политики, а также проявление реакции экономики на предыдущие решения ЦБ по денежно-кредитной политике. Пока же представляется, что намерение ЦБ достичь цели по инфляции в этом году труднореализуемо. Ожидаем на конец года ключевую ставку в диапазоне 12-14%.
|