В сентябрьском комментарии Банк России сообщил, что медианная оценка инфляционных ожиданий населения на год составила 11,7%, это на +0,2 процентных пункта выше, чем в августе. А в расчете на пять лет вперед этот показатель повысился на 1,9 процентных пункта по сравнению с августом, составив 11,4%.
Аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» опросили 2000 пользователей в возрасте от 21 до 60 лет с целью узнать, влияют ли инфляционные прогнозы на их быт.
Выяснилось, что 65% респондентов допускают значительный рост инфляции в ближайший год, в то время как 35% уверены, что инфляция скорее будет снижаться, чем расти.
37% респондентов, опасающихся роста инфляции, считают, что, чтобы обезопасить себя с финансовой точки зрения, необходимо вкладывать свободные средства в покупку недвижимости – именно этот инвестиционный инструмент, по их мнению, наиболее актуален в период экономической турбулентности.
Почти четверть опрошенных (24%) собираются предпринять меры для улучшения личного финансового благополучия, а инфляция, по их мнению, служит стимулом, чтобы найти более высокооплачиваемую работу или дополнительный заработок. При этом 39% респондентов собираются просто сократить свои расходы, не предпринимая никаких активных мер.
«Несмотря на ухудшающиеся инфляционные ожидания и прогнозы, россияне смогли адаптироваться к конъюнктуре рынка и определить для себя приоритеты в вопросах, касающихся обращения с финансами. Мы видим, что за последний год потребители стали более ответственно подходить к выбору финансовых услуг и расчету своей долговой нагрузки. Сейчас в среднем потребитель тратит не менее 7 минут на прочтение договора, в то время как в 2022 показатель был ниже – всего 5 минут. Финансовому просвещению граждан способствуют и сами финансовые институты – почти у каждого крупного банка на сайте есть раздел, где пользователь может найти ответы на самые насущные вопросы», — считает Ярослав Баджурак, исполнительный директор «Выберу.ру».