Полмиллиарда алых роз: РСХБ прогнозирует расцвет российского цветоводства

A A= A+ 14.02.2023 Новости БД

Рынок отечественных свежих срезанных цветов обладает значительным потенциалом развития и вырастет до 500 млн единиц до конца года. Самыми популярными в России цветами остаются розы, герберы, тюльпаны, хризантемы, а наибольший процент «цветочных» продаж приходится на Московский регион. Эти и другие данные – в исследовании рынка, проведенного Россельхозбанком.

Рост российского рынка

Основной объем российского рынка срезанных цветов за последние 5 лет формировался за счет импортной продукции, доля которой составляла порядка 80%. В 2021 года вклад российских производителей свежесрезанных цветов вырос до рекордных 18,6%, рынок показал прирост 9,4% в натуральном и 14% в стоимостных выражениях. В 2022 году в РФ валовый сбор свежих срезанных цветов вырос на 18% до порядка 400 млн шт. относительно показателей 2021 года в 340 млн шт.

По оценкам экспертов РСХБ, положительная динамика роста отечественного производства сохранится – показатель может вырасти до 500 млн шт. до конца текущего года, а доля российских производителей на отечественном рынке может вырасти до 25%.

«Собственное производство цветов будет развиваться за счет введения новых тепличных комплексов и выхода на полную производственную мощность инвестиционных проектов, запущенных в последние годы. Суммарная площадь комплексов, выращивающих цветы под срез в России, составляет 200 га. Развитию сегмента будут способствовать активное государственное регулирование цветоводства, ориентированное на импортозамещение, программы льготного кредитования, а также цифровизация и автоматизация предприятий АПК. По нашим прогнозам, увеличение производственных мощностей закрытого грунта под выращивание цветов под срез в 1,5-2 раза в среднесрочной перспективе позволит нарастить долю российской продукции на рынке до 50%», - прокомментировала руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.

До конца 2023 года емкость всего российского рынка цветов составит 2 млрд шт. при стоимостном объеме рынка более 200 млрд. рублей с частичным изменением в структуре и логистике импортных поставок свежих цветов. Если в последние четыре года в Россию поставляли цветы Нидерланды (34%), Эквадор (33%), Белоруссия (9%), Кения (8%), Колумбия (6,6%), то в 2023 году рынок цветов будет обеспечен поставками российских производителей, а также странами Южной Америки и Азии, увеличатся объемы поставок из Турции, Белорусcии, Армении и Китая.

Разные цветы для разных праздников

Российский рынок свежих срезанных цветов характеризуется в первую очередь сезонностью спроса и предложения, пиковые значения которых приходятся на февраль март (14 февраля, 8 марта), май-июнь (конец учебного года), конец августа – начало сентября (1 сентября), повышенный спрос также наблюдается в начале октября ко Дню учителя.  При этом наблюдаются ярко выраженные отличия в видах, реализуемых в сезон спроса цветов. В феврале преобладают продажи роз, в марте – тюльпанов, в мае – гвоздик, в сентябре – роз и хризантем.

Самые популярные цветы

В абсолютном отношении основное предложение на внутреннем рынке формируется за счет таких видов цветов как розы, герберы, тюльпаны, хризантемы и гвоздики. Предложение других видов цветов формируется за счет импортной продукции. В последние 5 лет ключевые российские производители и импортеры сосредоточены на поставке роз (49% рынка), хризантем (15%), гвоздик (11%), весомую долю составляют также герберы (до 8%). Тюльпаны, продажи которых сезонны и приурочены к Международному женскому дню, занимают порядка 10% рынка - в первую неделю весны их продается более 150 млн шт. При этом в период 2018-2022 годов Россия нарастила объемы производства срезанных тюльпанов за счет активного развития тепличных комплексов в Московской области. Рынок тюльпанов сейчас является самым быстро растущим сегментом цветочного бизнеса в РФ.

«Цветочные» регионы России

Характерной особенностью российского цветоводства является неравномерность распределения мощностей. Географически выделяется два центра свежих срезанных цветов – Центральный и Приволжский федеральные округа, на их долю приходится более 60% объема всего валового сбора. В структуре ЦФО ключевыми регионами являются Московская область, а также Калужская и Белгородская области, на которые в сумме приходится до 80% производства в округе. В ПФО производство сосредоточено в республиках Мордовия и Удмуртия (60% в округе). Ленинградская область является центром производства свежесрезанных цветов СЗФО, на который приходится до 10% объема валового сбора, 11% занимает ЮФО, лидер которого Краснодарский край.

В среднем в России на человека приходится 2-3 букета в год. При этом показатели спроса и предложения свежих цветов в крупных агломерациях кардинальным образом отличаются от показателей в малых городах и сельской местности. Московская агломерация является крупнейшим цветочным рынком страны, ее доля составляет в среднем 35% в РФ, а потребление свежих цветов в Москве больше среднего по России в целом в 2 раза.

Экологичные букеты

Активизация торговли живыми цветами в предпраздничный период приводит к списанию значительной части товара: более 20% срезанных цветов утилизируется торговыми сетями, еще порядка 10% товара погибает, так и не доехав до покупателя.  Стоит также отметить, что на полигоны попадает упаковка и другие составляющие цветочных композиций. Пластиковая упаковка, декоративные текстильные ленты, флористические губки – все это практически невозможно переработать. Формирующийся сейчас тренд на осознанное потребление и поэтапный отказ от пластиковой упаковки в пользу биоразлагаемой, декоративной бумаги или шпагата может предотвратить образование 40 тонн отходов в период весенних праздников.

Кроме того, выбор сезонных или местных видов цветов также снижает углеродный след приобретенного букета в разы - ввиду снижения количества ресурсов, потраченных на его выращивание и поставку: воды, удобрений, а также логистических услуг.

АО «Россельхозбанк» – основа национальной кредитно-финансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. Банк создан в 2000 году и сегодня является ключевым кредитором АПК страны, входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в число лидеров рейтинга надежности крупнейших российских банков.

 

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

СК «Гайде» обеспечила страховой защитой транспорт «Севастопольского административно-коммунального хозяйства» Договор страхования каско включает в себя риски ДТП, пожара, угона и хищения, стихийных бедствий, а также противоправных действий третьих лиц.Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Севастопольское административно-коммунальное хозяйство» образовано в 2014 году и входит в состав Правительства города Севастополь. АО «СК ГАЙДЕ» — это российская страховая компания, основанная в Санкт-Петербурге в феврале 1993 года и предоставляющая широкий спектр страховых услуг для частных лиц и корпоративных клиентов. Компания специализируется на страховании
НОВИКОМ и Южно-Уральская ТПП провели конференцию по вопросам промышленной кооперации Дочерний банк Госкорпорации Ростех совместно с Южно-Уральской Торгово-промышленной палатой (ЮУТПП) провел конференцию «Промышленная кооперация МСП и ОПК. Актуальные меры поддержки предприятий МСП Челябинской области». Перед руководителями предприятий малого и среднего бизнеса региона выступили представители НОВИКОМа, ЮУТПП, Госкорпорации Ростех и Фонда развития промышленности (ФРП) Челябинской области.В условиях ужесточения денежно-кредитной политики предприятиям становится все сложнее привлекать доступное финансирование, необходимое для развития инвестиционных проектов, расширения производств
ВБРР запустил единый формат дистанционного сервиса для розничных клиентов на базе решения uRetail от BSS Банк «ВБРР» (АО) продолжает совершенствовать дистанционные каналы обслуживания клиентов. Новая фронтальная версия системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физических лиц uRetail представляет собой передовой современный стандарт и полностью соответствует требованиям UX/UI.ВБРР представил масштабное обновление системы ДБО для частных клиентов с использованием единого подхода к дизайну и функциональности мобильного приложения и интернет-банка и акцентом на реализации простого и интуитивно-понятного клиентского пути.   Важной частью модернизации дистанционных каналов стала раз
НОВИКОМ провел в Ульяновске круглый стол для предприятий-партнеров Представители банка Ростеха провели круглый стол, на котором встретились с руководителями предприятий-партнеров и застройщиков Ульяновска. На площадке региональной Торгово-промышленной палаты эксперты обсудили перспективы рынка недвижимости и подчеркнули преимущества ипотечных продуктов НОВИКОМа.В условиях роста цен бизнес особенно заинтересован в том, чтобы обеспечить своих сотрудников доступным жильем. НОВИКОМ познакомил партнеров с выгодными ипотечными продуктами банка, которые позволяют оформлять кредиты по ставкам ниже рыночных. Экспертам также была представлена программа «Развит
Все корпоративные новости »