82% россиян сталкивались с попытками мошенничества

A A= A+ 14.10.2022 Новости БД

Большинство россиян (82%) за последние месяцы сталкивались с попытками мошенничества. В апреле эта доля составляла 58%[1]. Самые распространенные попытки мошенничества, с которыми встречался каждый второй – это предложения в интернете заработать на «инвестициях» (55%), а также звонки от сотрудников «банка» или «правоохранительных органов» (54%).  Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ[2].

82% россиян указывают, что за последние месяцы в их отношении была совершена как минимум одна попытка мошенничества. В большей степени об этом говорят жители ЦФО (86%), молодые люди от 18 до 24 лет (89%) и работающие россияне (86% против 75% нетрудоустроенных).

 

ТОП-5 самых распространенных мошеннических схем, с которыми сталкиваются россияне:

  • Предложения в интернете заработать на так называемых «инвестициях», например, через вложение денег в криптовалюту, технологии, покупку валюты и т.д. О таких предложениях заявляют 55% опрошенных. Чаще всего жители ЮФО и СКФО (64%), молодежь 18 – 24 лет (66%), мужчины (60%). 

  • Звонки представителей «банка» или «правоохранительных органов» с целью выведать данные карты или получить доступ к личному счету. С этим сталкивались 54% россиян, преимущественно жители ЦФО (63%), россияне старшего возраста (58% среди опрошенных от 45 до 54 лет) и респонденты с высшим образованием (63%).

  • Сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки, которые могут заблокировать цифровое устройство с условием разблокировки после оплаты или украсть персональные данные, в том числе данные банковского счета. О получении таких сообщений заявляют 39% россиян. Чаще всего жители ПФО (45%), респонденты от 35 до 44 лет (43%), квалифицированные специалисты (51%).

  • Предложения получить выплату или компенсацию от государства, для оформления которой нужно сообщить данные карты или другую личную информацию. Подозрительные предложения подобного рода встречали 39% опрошенных, в большей степени это жители СФО и ДФО (45%), россияне от 45 до 54 лет (42%), мужчины (43% против 36% женщин).

  • Просьбы о переводе денег, например, для помощи знакомым, оформления выигрыша. С этим сталкивались 36% россиян. Прежде всего респонденты из ПФО (47%), молодежь от 18 до 24 лет (42%), представители технического или обслуживающего персонала (41%).

Также россияне говорят о других случаях попыток мошенничества.

29% опрошенных сталкивались с мошенниками при покупке или продаже какого-либо товара в интернете, когда продавец, получив деньги, не отправлял товар, или покупатель просил отправить товар, но не платил за него или прислал фальшивую ссылку на оплату.

22% россиян попадали на фишинговые сайты. Это поддельные страницы известных маркетплейсов, магазинов или брендов, где при оформлении заказа просят указать свои данные и данные банковской карты, а мошенники, получив эту информацию, используют ее для списания средств.

По данным аналогичного исследования в апреле 2022 года, 58% жителей нашей страны сталкивались с теми или иными видами мошенничества. Таким образом, доля россиян, заявляющих о попытках мошенничества, за последние полгода выросла на 24 п.п. с 58% до 82%.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Всплеск мошенничества всегда случается в периоды социально-экономических изменений. Во время перемен люди часто теряют бдительность, эмоционально принимают решения и на этом фоне мошенники чувствуют себя как рыба в мутной воде. Вариативность мошеннических подходов, которые мы видим сегодня, демонстрирует высокую адаптивность злоумышленников к новым условиям. С развитием технологий совершенствуются используемые ими каналы и подходы, россияне должны этому отвечать: расширять зону собственной финансовой безопасности и совершенствовать образовательную траекторию. Изучение финансовой грамотности сегодня должно тесно переплетаться с цифровой».

Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в октябре 2022 г. Опрошены 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует взрослое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

Аналитческий центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

Таблица 1. «Сталкивались ли вы за последние месяцы с попытками мошенничества?», в % от всех опрошенных

 

%

Да

82

Нет

18

 

Таблица 2. «С какими из перечисленных попыток мошенничества вы сталкивались за последние месяцы», в % от всех опрошенных*

 

%

Вам поступило предложение заработать в интернете на так называемых “инвестициях”

(напр., через вложение денег в криптовалюту, технологии, валюты и пр.),

а на самом деле это мошенники или финансовая пирамида

55

Вам звонили мошенники и представлялись "банком" или "правоохранительными органами" 

с целью выведать данные карты или получить доступ к вашему счету

54

Вы получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки

39

Вы встретили предложение получить выплату или компенсацию от государства, для оформления

которой нужно сообщить данные карты или другую личную информацию

39

Вас просили перевести деньги (например, для помощи знакомым, оформления выигрыша и т.п.)

36

Вы сталкивались с мошенниками при покупке или продаже какого-либо товара в интернете.

Продавец, получив деньги, не отправлял товар, или покупатель просил отправить товар,

но не платил за него или прислал фальш ссылку на оплату

29

Вы зашли на поддельный сайт (напр., магазина), на котором при оформлении заказа нужно

указать свои данные и данные банковской карты, а мошенники, получив эту информацию,

используют ее для кражи денег

22

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность

выбрать несколько вариантов ответов

 


[1] Более половины россиян сталкивались с телефонными или интернет-мошенниками за последний месяц. Подробнее: https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-stalkivalis-s-telefonnymi-ili-internet-moshennikami-za-posledniy-mesyats/

[2] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в октябре 2022 г. Опрошены 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует взрослое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

НОВИКОМ подвел итоги ЦИПР-2025 НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» – центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) принял участие в юбилейной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2025), прошедшей в Нижнем Новгороде с 2 по 5 июня. Банк выступил официальным партнером мероприятия и активным участником деловой программы. Это позволило НОВИКОМу заявить о себе как о банке, системно развивающем финансовую инфраструктуру в интересах цифровой трансформации экономики.Открывая главную пленарную сессию ЦИПР, председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что внедрение современных технологий в
Ростех запустил Финансовый портал для сотрудников Холдинг «РТ-Финанс» Госкорпорации Ростех запустил Финансовый портал для сотрудников предприятий Корпорации. Единая цифровая платформа позволяет эффективно взаимодействовать с финансовыми организациями Ростеха, а также знакомит пользователей с банковскими, страховыми и пенсионными продуктами.В частности, на платформе представлен полный спектр розничных продуктов банка НОВИКОМ, входящего в состав холдинга «РТ-Финанс». Это линейки вкладов с различными сценариями накоплений, а также кредитные и карточные продукты. Поддержка сотрудников Ростеха — ключевая миссия банка, поэтому фин
Роль крауд-инструментов в платформенной экономике обсудили в РАНХиГС 6 июня 2025 года директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциации краудфандинга) Кирилл Косминский выступил в РАНХиГС перед слушателями курса "Современные формы альтернативного финансирования предпринимательства и стартапов".В ходе своего выступления руководителя ведущего профессионального сообщества игроков рынка высокотехнологичного коллективного финансирования бизнес-проектов и социальных инициатив аудитории слушателей был представлен визионерский взгляд на укрепляющуюся роль различных цифровых инструментов краудфандинга в области построения эффективной национальной платфо
Сравни признан маркетплейсом №1 по подбору и оформлению займов По данным исследовательской компании Ipsos Comcon*, финансовый маркетплейс Сравни стал лидером по подбору и оформлению займов среди площадок, предоставляющих такую опцию.Сравни получил статус лидера среди финансовых маркетплейсов за счет активного развития направления займов. В 2021 году на Сравни была запущена онлайн-витрина с предложениями займов. С тех пор команда маркетплейса последовательно масштабировала и совершенствовала процесс полной выдачи и погашения займов, ориентированный на скорость, удобство и минимизацию переплат для заемщиков. На сайте и в приложении Сравни клиент может ос
Все корпоративные новости »