Москва, 17 июня /АРФГ/ Предпринимателей научат грамотно коммуницировать, работать с кадрами, оценивать источники информации и предложат «заселить» территорию финансовой грамотности в цифровой Метавселенной. Какие именно задачи призвана решить Комиссия по финансовой, управленческой и коммуникационной грамотности в составе Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты, рассказывает директор АРФГ Вениамин Каганов.
– Зачем нужна еще одна комиссия в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты? Разве остались вопросы, которые еще не учтены в работе других многочисленных комитетов и комиссий?
– Совет по финансово-промышленной и инвестиционной политике отличается от традиционных комитетов, в первую очередь, своим не отраслевым характером. Поскольку финансово-промышленная, инвестиционная политика охватывает очень широкое пространство, то, соответственно, работа должна быть комплексной. Именно поэтому в прошлом году была создана специальная комиссия по вопросам финансовой грамотности. В течение нескольких месяцев мы поняли, что проблема финграмотности многогранна. Под эгидой Совета мы провели несколько круглых столов, на которых рассмотрели наиболее актуальные вопросы, связанные с финансовой образованностью предпринимателей. Эти вопросы касались и технологии управления, и развития коммуникаций, и таких явлений, как Метавселенная, это новые виртуальные, цифровые миры, которые сегодня активно входят в жизнь бизнеса. По итогам этой работы было принято решение - комиссию по финансовой грамотности преобразовать в комиссию по финансовой, управленческой и коммуникационной грамотности бизнеса. Название теперь говорит само за себя, оно отражает комплексный характер деятельности.
– Какие приоритеты вы видите в работе вашей комиссии?
– Многолетний опыт развития некоммерческих организаций подсказывает, что создание площадок, куда привлекаются специалисты из разных сфер деятельности, где идет диалог – это хороший ход. В процессе дискуссии рождаются наиболее грамотные и полезные решения. Мы решили пойти этим путем и сформировать пока четыре рабочих группы. В их задачу входит обсуждение и подготовка рекомендаций, которые могут быть использованы в практической работе. По части собственно финансовой грамотности у нас в приоритете две задачи. Первая – это выяснить мнение профессионального сообщества в отношении преобразований, которые уже заявлены и должны пройти в системе образования. В первую очередь, конечно, высшего образования и СПО. Ясно, что преобразования назрели. Но как, каким образом, за счет чего и на что они будут нацелены? Это большой вопрос. Естественно, крайне желательно, на наш взгляд, чтобы представители бизнеса, работодателей и потенциальные выпускники могли сформулировать свой собственный взгляд на проблему подготовки профессиональных кадров, и этот взгляд был услышан и повлиял на дальнейшую трансформацию системы образования. Как раз в ведении вышеназванной комиссии – вопросы финансового образования, подготовки кадров для финансовой сферы и подготовки управленцев и специалистов по финансовым вопросам и вопросам финграмотности. Вторая задача, важная и сложная – это организация доступа членов трудовых коллективов к актуальной и оперативной, правильной информации о финансовых рынках, о финансовых услугах, о финансовой безопасности. То есть, собственно говоря, финансовая грамотность членов трудовых коллективов. Не секрет, что сейчас работодатели уделяют этому недостаточное внимание. С одной стороны, их можно понять, поскольку забот, естественно, у них хватает. С другой стороны, уровень финансовой стабильности сотрудников влияет в итоге на стабильность всего коллектива, такое небрежение финграмотностью чревато потерями не только для сотрудника, но и для бизнеса. В «Ассоциации развития финансовой грамотности есть успешный опыт финансового просвещения трудовых коллективов. Но вместе с тем можно отметить и проблемы по итогам реализации проекта – далеко не все руководители и работодатели сейчас заинтересованы продвижению финликбеза и финпросвета в своем коллективе, требуется масштабное тиражирование. Наша задача, используя потенциал Торгово - промышленной палаты РФ, провести разъяснительную работу среди руководителей, преодолеть инертность со стороны директоров компаний. Комиссию возглавит мой заместитель в Ассоциации развития финансовой грамотности Маслова Ирина Алексеевна. У нее большой опыт, как в сфере финансово- экономического образования, так и просвещения.
– Вторая группа, насколько мы знаем, займется вовлечением предпринимателей в «цифру»?
– Да, следующее направление связано с новыми формами коммуникаций и продвижения бизнеса, и тот диалог, который уже проходил на площадке Совета, свидетельствует о большом интересе со стороны работодателей. Возглавит эту группу Мужецкий Филипп Александрович, руководитель компании «ФМ Инжиниринг», и он же руководитель социального проекта АРФГ, который называется «Территория финансовой грамотности». Этот цифровой проект задумывался как виртуальный город, созданный в 3D, объединяющий «офисы» участников финансового просвещения, финкомпаний, федеральных и региональных ведомств, музейные экспозиции. Сегодня это уже действующий проект. Особо хочется отметить выставочный павильон с постоянно действующей виртуальной экспозицией "Территория финансовой грамотности". Проект доказал свою жизнеспособность, вызвал большой интерес представителей финансового сообщества, но по мере его развития и популярности, многие образовательные организации, и бизнес - организации стали интересоваться возможностью участия в данном проекте. Так родилась идея создания нового индустриального кластерного хаба – Метавселенная Индустрия 4.0, открывающего возможности для предприятий реального сектора. Доклад по этому вопросу был представлен на Совете, и лично руководителю Торгово-промышленной палаты Сергею Николаевичу Катырину, идея вызвала неподдельный интерес. Наша задача: анализировать, использовать и продвигать передовые цифровые технологии, которые помогут автоматизировать многие процессы, снизить транзакционные издержки и стать более заметными, повысить эффективность продвижения их продукции с помощью виртуальных выставочных и деловых площадок, онлайн коворкингов и цифровых двойников реальных предприятий. В планах – создать среду для популяризации и повышения цифровой грамотности предпринимателям и промышленным предприятиям по внедрению современных сквозных цифровых технологий, в том числе таких как информационное моделирование, виртуальная и дополненная реальность, иммерсивные технологии для эффективных онлайн коммуникаций. Результаты НИОКР, изобретательские проекты и стартапы получат новую технологическую возможность конвергенции, продвижения, акселерации и инвестиции для развития, коммерцианализации и масштабирования инновационных продуктов и услуг.
– Есть ли в планах оказать помощь предпринимателям, когда речь идет о поиске ниш и технологий для импортозамещения и в целом развития уже имеющегося бизнеса?
– Третья рабочая группа связана с новыми управленческими подходами. Собственно говоря, иногда новое – это хорошо забытое старое. Мы незаслуженно забыли имеющиеся изобретательские подходы, которые позволяют решать индивидуальные задачи, индивидуальные проблемы предприятиям в условиях экономической турбулентности. Это проблемы, в настоящее время у большинства компаний носят именно индивидуальный характер. Здесь идет речь о том, что каждый бизнес уникален и использовать типовое решение - не всегда уместно. Нельзя купить типовую технологию и просто «поставить». Нужно искать свое, под свои ресурсы, под свои кадры, под свои задачи. Группа, которую возглавляет Копылов Константин Викторович, директор по развитию креативной платформы «Конвергентное лидерство», как раз и будет анализировать, собирать, продвигать те практики и те решения, которые доказывают свою эффективность. Особенно в сфере среднего, в сфере инновационного и, конечно, производственного бизнеса. Задача стоит все-таки создать технологии по своему уровню, сопоставимых с иностранными и лучше западных аналогов.
– Не технологией единой жив бизнес, многое зависит от простого умения договориться с партнерами, найти общий язык….
– Вы правы, наша четвертая группа займется обсуждением проблем коммуникаций в бизнесе. Об этом много говорилось и на заседании комиссии, и до этого в кулуарах. Печально, но факт – мы стали хуже понимать друг друга, хотя говорим на одном языке. Предмет общения, производственные цепочки, кооперация. Они требуют не только хорошего понимания русского языка и знания предмета обсуждения. Они требуют способности быть готовым к коммуникациям, то есть уметь слушать, понимать и научиться быть самому понятными для наших партнеров, коллег. На мой взгляд, решение проблем с этими коммуникативными барьерами позволило бы нам существенно, может быть, на десятки процентов, увеличить валовый национальный продукт, потому что решения были бы более оптимальными и более сообразными, и быстрыми, что и требует нынешняя обстановка. Мы рады, что Маргарита Николаевна Русецкая – известный человек в сфере продвижения русского языка, согласилась возглавить эту группу. На следующем заседании мы рассмотрим уже конкретный план деятельности. В обсуждении приняли участие многие члены комиссии, в частности, поступило предложение Марине Юрьевне Нестеренко - создать отдельную подгруппу для рассмотрения вопросов, связанных с коммуникациями со СМИ, с медиа-сообществом. Это предложение было поддержано, вопрос будет проработан в ближайшее время.