ЛИЗИНГ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ

A A= A+ 20.06.2022 Новости БД

Вот уже 30 лет в новой истории постсоветского пространства Россию и Киргизию связывают отношения взаимовыгодного сотрудничества и дружбы. Двусторонние дипломатические отношения были установлены в марте 1992 г., а уже в июне того же года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ: Россия является стратегическим партнером Киргизии, занимая первое место во внешнеторговом обороте Кыргыз- стана по итогам 2021 г. Товарооборот в 2021 г. составил почти 2,5 млрд долл. Страны ориентированы на дальнейшее расширение и укрепление связей: «Мы всегда готовы и заинтересованы во взаимном сотрудничестве с Российской Федерацией по всем направлениям», – заявил президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров в ходе двусторонней встречи с президентом России Владимиром Путиным в мае 2022 г. Особое значение имеет наращивание интеграционного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), председательствует в котором в 2022 г. Кыргызская Республика, особенно в рамках реализации совместных инвестиционных проектов в промышленной и энергетической областях. Российская Федерация привлекательна для Кыргызстана поставками промышленных товаров, топливно-энергети- ческих ресурсов, медицинской, фармацевтической и химической продукции, лесоматериалов, машин и оборудования, ветеринарных препаратов, а также новых технологий. Развитию инвестиционного сотрудничества способствует также Российско-киргизский фонд развития, созданный в 2014 г. для содействия экономическому сотрудничеству двух стран. Наряду с финансированием со стороны банковского сектора и фондов развития особое значение в рамках развития евразийского сотрудничества приобретает лизинг. О развитии лизинговой отрасли на рынке ЕАЭС журналу «Банковское дело» рассказали старший вице- президент ТПП Кыргызстана Р. П. Касымов и председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ, генеральный директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Е. М. Царев. Главная дорога БД: Какие направления лизинга наиболее востребованы лизингополучателями? Р. К.: В 2021 г. в лизинг в Кыргызстане были предоставлены раз- личные виды имущества, при этом на долю сельскохозяйственной техники пришлось 43% от общего объема лизинга, строительно- дорожной техники — 37,6%, зданий и инженерных сооружений – 0,3%, транспортных средств – 10%. За последние 5 лет существенно увеличились объемы сделок по финансовой аренде зданий и сооружений и строительно-дорож- ной техники (в 67 и 12 раз соответственно), в то время как объе- мы сделок по финансовой аренде сельскохозяйственной техники и транспортных средств выросли лишь в 1,5 раза. Финансовая арен- да зданий и сооружений и строительно-дорожной техники – отно- сительно новые направления лизинга, их доля в общем объеме сде- лок постепенно увеличивается. Е. Ц.: Предполагаю, что спро- сом будет пользоваться все обо- рудование для малого и среднего бизнеса. В связи с санкционной политикой возможны рост без- работицы и возникновение дефи- цита основных потребитель- ских товаров. Государство будет вынуждено поддерживать раз- витие малого и среднего бизнеса. А для малого и среднего бизнеса лизинг – уникальная возможность стартапа, зачастую единственная. 

О развитии лизинговой отрасли на рынке ЕАЭС журналу «Банковское дело» рассказали старший вице-президент ТПП Кыргызстана Р. П. Касымов и председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ, генеральный директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Е. М. Царев.

Главная дорога
БД: Какие направления лизинга наиболее востребованы лизингополучателями?
Р. К.: В 2021 г. в лизинг в Кыргызстане были предоставлены различные виды имущества, при этом на долю сельскохозяйственной техники пришлось 43% от общего объема лизинга, строительнодорожной техники — 37,6%, зданий и инженерных сооружений – 0,3%, транспортных средств – 10%.
За последние 5 лет существенно увеличились объемы сделок по финансовой аренде зданий и сооружений и строительно-дорожной техники (в 67 и 12 раз соответственно), в то время как объемы сделок по финансовой аренде сельскохозяйственной техники и транспортных средств выросли лишь в 1,5 раза. Финансовая аренда зданий и сооружений и строительно-дорожной техники – относительно новые направления лизинга, их доля в общем объеме сделок постепенно увеличивается.
Е. Ц.: Предполагаю, что спросом будет пользоваться все оборудование для малого и среднего бизнеса. В связи с санкционной политикой возможны рост без-работицы и возникновение дефицита основных потребительских товаров. Государство будет вынуждено поддерживать развитие малого и среднего бизнеса.
А для малого и среднего бизнеса лизинг – уникальная возможность стартапа, зачастую единственная.

ЕАЭС – площадка для развития евразийского лизинга
БД: Экономическая и политическая ситуация, санкции оказывают значительное воздействие на развитие лизинга на пространстве ЕАЭС. Какие первоочередные задачи нужно решить, чтобы отрасль стала драйвером развития промышленности и импортозамещения? Какие точки роста для отрасли вы видите в нынешней ситуации?
Р. К.: Со времени вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС реэкспорт товаров потерял конкурентные преимущества, предприниматели стали постепенно ориентироваться на производственный сектор экономики, и доля в ВВП производственного сектора экономики стала расти, соответственно, возникла необходимость в приобретении и обновлении основных фондов.
Текущая экономическая ситуация позволяет развивать лизинг как финансовый инструмент, направленный на повышение эффективности производственных секторов экономики.
Е. Ц.: Эти задачи постепенно решаются в процессе формирования единого рынка лизинга в рамках единого рынка услуг ЕАЭС.

Лизинг – это инвестиции в основные фонды. Поэтому главный вопрос – эффективное обеспечение права собственности лизинговой компании на оборудование до окончания срока лизинга, а также обеспечение возвратности инвестированных средств.
БД: Какие точки роста для отрасли вы видите в нынешней ситуации?

Р. К.: Точки роста – в поэтапном устранении сдерживающих факторов, например, совершенствование законодательства в сфере лизинга, развитие автолизинга, внедрение программ субсидирования. 
БД: Какие направления развития лизинга между странами могут стать направлениями развития отрасли на пространстве ЕАЭС?
Е. Ц.: Развитие кооперационных проектов в различных отраслях, в первую очередь тех, где решается задача импортозамещения: в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, автомобилестроении, судостроении, фармацевтической промышленности.


Лизинг без барьеров
БД: Каковы основные приоритеты для создания безбарьерной среды?

Е. Ц.: Главный приоритет – институциональная основа единого рынка услуг ЕАЭС:
■ имплементация положений ЕАЭС и решений Высшего евразийского экономического совета в законодательство стран ЕАЭС, административное сотрудничество, автоматическое признание разрешений и квалификаций персонала субъектов предпринимательства;
■ либерализация внутреннего регулирования как инструмент предотвращения и устранения препятствий для свободного движения услуг и осуществления предпринимательской деятельности;
■ реализация потенциала конкуренции юрисдикций и взаимных трансграничных перетоков субъектов предпринимательства, услуг и инвесторов между странами Союза.


Лизинг – это инвестиции в основные фонды.
Главный приоритет – институциональная основа единого рынка услуг ЕАЭС.
БД: Кроме санкционных ограничений – что служит сдерживающими факторами для развития
межстранового лизинга на пространстве ЕАЭС?

Р. К.: Отсутствие длинных и дешевых финансовых ресурсов. Стоимость внутренних ресурсов высокая, это накладывается на
фактор роста стоимости самих предметов лизинга и выступает сдерживающим фактором.
Е. Ц.: Переживаемый нами кризис не имеет аналогов в истории, вызван неэкономическими причинами и сопровождается масштабными военными действиями и санкциями. Поэтому для РФ сейчас остро стоит вопрос глобальной промышленной реновации основных средств и производственных мощностей предприятий, введенных в эксплуатацию еще в советский период; уход от сырьевой экономики; развитие обрабатывающих отраслей; максимальное и быстрое импортозамещение. Все это требует обновления действующих производств и организации новых. Это все вопросы развития материальной базы экономики, основных фондов.
Соответственно усиливается востребованность и кооперационных проектов в приоритетных отраслях на территории ЕАЭС и
лизинга в целом как инструмента прямых капиталовложений.

БД: Что нужно для дальнейшего развития отрасли?
Е. Ц.: Чтобы развить трансграничный лизинг ЕАЭС, коопера\ционные проекты, важны следующие условия:
■ вновь вводимые нормативные акты государств – членов ЕАЭС в сфере лизинга не должны противоречить принципам и
нормам Договора ЕАЭС;
■ необходимо пресекать возможные инициативы по введению на национальных рынках стран – членов ЕАЭС новых ограничительных мер, запрещенных договором ЕАЭС;
■ должна быть обеспечена реализация права собственности лизинговых компаний на свое оборудование на всей территории
ЕАЭС.
И, конечно, важнейший вопрос – источники фондирования лизинговых операций. На национальном уровне в РФ в целях наращивания кредитного портфеля МСП необходимо обеспечение кредитной поддержки самих банков, в том числе и региональных, их дополнительная капитализация.
Необходима организация отраслевых институтов развития и поддержки на основе опыта работы Фонда развития промышленности РФ, широкого использования механизма лизинга при каждом федеральном министерстве. Нужно разработать механизм участия в программах лизинговых компаний стран ЕАЭС при условии участия лизингодателей РФ в аналогичных программах в странах Союза. Необходимо использовать механизмы льготного финансирования совместных лизинговых проектов с привлечением возможностей Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития.
Веление времени – поддержка развития малого и среднего бизнеса как средство от дефицита основных потребительских товаров и безработицы; популяризация лизинга для МСП как реальной возможности МСП для старта и рестарта своего бизнеса; максимальное привлечение МСП в лизинг.
БД: Насколько страны ЕАЭС заинтересованы в лизинге?
Е. Ц.: Лизинг – это эффективный инструмент прямых инвестиций. Поэтому страны ЕАЭС в нем заинтересованы. Среди основных факторов устойчивого развития лизинговой отрасли можно назвать стабильную нормативную базу; развитие нормативной базы лизинга, не допускающее невыполнение странами обязательств в рамках ЕАЭС; недопущение ужесточения правил ведения лизингового бизнеса по сравнению с правилами, действовавшими на момент подписания Договора ЕАЭС; стабильные и единообразные судебную практику и правоприменение на всей территории ЕАЭС; защищенное право собственности на лизинговое имущество; доступное финансирование лизинговых проектов.

 Необходимо использовать механизмы льготного

финансирования совместных лизинговых проектов

с привлечением возможностей Евразийского банка развития

и Евразийского фонда стабилизации и развития.


БД: Нужно ли проводить специальные мероприятия по повышению финансовой, в частности лизинговой, грамотности среди предпринимателей?
Р. К.: Однозначно нужно. Лизинг в Кыргызской Республике проходит стадию становления, и вопросы повышения грамотности очень актуальны. Несмотря на достаточную финансовую грамотность руководителей банков в Кыргызстане, далеко не все из них понимают преимущества лизинга как для представителей бизнеса, так и для самих банков.
Мероприятия по повышению лизинговой грамотности необходимо проводить даже среди сотрудников финансовой сферы.
Среди предпринимателей тем более необходимо. Чем лучше предприниматели будут осведомлены о преимуществах и возможностях лизинга, тем выше будет спрос на лизинговые сделки и тем сильнее будет заинтересованность самих банков направлять ресурсы в эту сферу.
Е. Ц.: Безусловно, необходимы популяризация лизинга, обмен информацией, передовым опытом, нужны семинары, конференции, круглые столы, бизнес-миссии и другие формы общения участников отрасли.

 

Лизинг в Кыргызской
Республике проходит стадию
становления, и вопросы повы
шения грамотности очень акту
альны.

 

 

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Краудфандинговые технологии: эволюция совместного потребления Краудфандинговые технологии, являющиеся частью шеринговой экономики, получили широкое распространение с развитием интернета в конце 2000-х годов. Согласно зарубежному сайту статистики, на начало 2020 года количество интернет-пользователей в мире достигло 4,5 миллиарда человек, из которых 3,8 миллиарда были активными пользователями социальных сетей. В России число интернет-пользователей составило около 118 миллионов, что соответствует 81% населения страны.Одним из подтипов шеринговой экономики является краудсорсинг, включающий множество подвидов. Шеринговая экономика объединяет как бытовые прим
Группа «Совкомбанк» получила три награды в премии CX WORLD AWARDS Совкомбанк стал победителем премии CX WORLD AWARDS 2023/2024 сразу в трех номинациях - «Лучшая практика вовлеченности / мотивации персонала», «Лучший опыт сотрудников» и «Лучшие инновации в клиентском опыте».Проект «Коворкинг с четырехдневной рабочей неделей» победил в номинации «Лучшая практика вовлеченности / мотивации персонала». Жюри оценило коворкинг Совкомбанка в Сочи, где можно продуктивно работать, перезагрузиться и найти новых друзей среди коллег. В номинации «Лучший опыт сотрудников» высокую оценку получила «Лига Приключений» &n
«Эксперт РА» повысило рейтинг Новикомбанка до ruAA- Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Новикомбанка до уровня ruAA- со стабильным прогнозом. Ранее у банка действовал рейтинг ruA+. Это свидетельствует о высоком уровне кредитоспособности опорного банка Ростеха, его финансовой надежности и устойчивости.«Повышение рейтинга обусловлено укреплением позиций по капиталу и ликвидности, улучшением диверсификации активов и обязательств, а также снижением концентрации на отдельных клиентах вследствие расширения клиентской базы банка за счет крупных федеральных компаний», - подчеркивается в отчете «Экспе
Использование режима АвтоУСН даст новый импульс развитию ювелирной отрасли С 1 января 2025 года производители и продавцы изделий из серебра вновь получат возможность воспользоваться режимом АвтоУСН.Снятие ограничений применения налогового режима АвтоУСН для бизнеса, который занимается производством и реализацией изделий из серебра, безусловно повлияет на рост количества предпринимателей, использующих этот режим, что открывает перед отраслью новые перспективы развития. Но, как отметила заместитель начальника отдела Управления оперативного контроля ФНС России Ольга Хвостова, в первую очередь, это является большим плюсом для самих предпринимателей, так как у них появ
Все корпоративные новости »