Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор географических наук Наталья Зубаревич, считает, что текущая экономическая ситуация в России несет огромный набор рисков для региональных экономик. Об этом она заявила в ходе открытой дискуссии президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна «Новая экономическая реальность: региональный разрез».
По ее мнению, негативные процессы в экономике России только начинаются. «В этот кризис не получится быстро отжаться», – считает профессор МГУ. Она перечислила главные риски: уход зарубежных компаний из России (автопром, нефтяные и энергетические компании, торговля и др.), санкционные запреты на поставки продукции и комплектующих для машиностроения, ТЭК, экспорт угля, древесины, снижение спроса на российское сырье, отказ перевозить и страховать грузы.
Среди рисков она также отметила сжатие рынка контейнерных перевозок, ограничения на экспорт некоторых видов лесной продукции, зерна, ограничения на снятия валюты, высокую инфляция – 17-20%, обеднение населения и сжатие платежеспособного спроса, снижение предложения товаров на потребительском рынке, эмиграцию и релокацию IT компаний, рост безработицы и уход в тень МСП и самозанятых.
«Для регионов, в частности, автопрома последствия уже наступили. В апреле полноценно работали только 4 предприятия (ГАЗ в Нижнем Новгороде, УАЗ/Соллерс в Ульяновске, Соллерс-Мазда во Владивостоке, «Хавал» в Тульской обл.)», – рассказала во время своего выступления эксперт.
Он отметила, что в регионах, где сосредоточено транспортное, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, где высока доля импортных комплектующих и крупноузловая сборка, растут проблемы поставок.
Часть предприятий попали под санкции, например, Уралвагонзавод. Ряд предприятий покинули иностранные собственники – это (заводы «Синара-Транспортные машины» Верхняя Пышма в Свердловской области, «Силовые машины» в Санкт-Петербурге, экскаваторов «Хитачи» в Твери, кассетных подшипников в Саратове, бурового оборудования в Тюмени и др.). Все перечисленные предприятия имеют много смежников в других регионах, и при сокращении конечной сборки они неизбежно тоже встанут, полагает эксперт.
В угольной отрасли самые тяжелые последствия можно ожидать для Кемеровской области – из-за ограничений на экспорт в Европу. До санкций на нее приходилось 25% всего экспорта российского угля. «Перенаправить на азиатский рынок такой объем невозможно из-за исчерпания пропускной способности Транссиба», – подчеркнула эксперт МГУ.
Согласно прогнозу Минэнерго, текущая проблема экспорта нефти и нефтепродуктов – это сокращение добычи в апреле на 4-5%. Хуже ситуация обстоит в старых нефтедобывающих регионах европейской части России из-за технических трудностей восстановления низкодебитных скважин. Резкий спад экспорта нефтепродуктов, особенно мазута, уже привел к заполнению имеющихся хранилищ. Возрастают риски частичной остановки производства на НПЗ, особенно компаний «Лукойл» (Нижегородская обл., Пермский край) и «Татнефть» (Татарстан).
Сокращение продаж продукции нефтехимии – это удар по крупнейшим предприятиям «Сибура» (Нижнекамск в Татарстане, Тобольск в Тюменской обл. и др.) и Газпрома (Салават в Башкирии). «Сибуру» из-за санкций на поставки оборудования будет трудно завершить строительство газосжижающих заводов в ЯНАО (Арктик СПГ-2) и в Амурской области, где заняты тысячи строителей-вахтовиков, рассказала Наталья Зубаревич.
Эксперт также обозначила риски в строительстве жилья, в розничной торговле, на рынке труда и в других отраслях и сферах. Так, говоря о рисках в строительстве жилья, она отметила прежде всего крупнейшие агломерации: Москву и Санкт-Петербург. По оценке Минстроя, в 2022 г. ввод многоэтажного жилья сократится с 42 до 37 млн.кв.м.
На рынке труда ожидается долгосрочный тренд – снижение занятости на крупных и средних предприятиях и организациях, рост занятости вне организаций. Очень велики риски безработицы (в основном скрытой) в 2022 г. По мнению эксперта, она коснется машиностроительных регионов Центра, Поволжья, Урала.
Зубаревич также полагает, что следует ожидать спада реальных доходов населения РФ на 5-10%. Реальный уровень бедности в 2022 г., по ее мнению, тоже будет расти.
«Регионы будут еще более зависимы от центра, только Москва сможет помочь региональному бизнесу», – полагает эксперт.
Далее она рассказала о том, какие меры поддержки может оказать государство в части поддержки населения, бизнеса и регионов:
· Индексация пенсий – нужна более заметная поддерживающая роль государства в сильно постаревших регионах Центра и Северо-Запада, части Поволжья.
· Рост охвата малоимущих семей пособиями на детей и увеличение размера этих пособий – больший эффект в слаборазвитых республиках Северного Кавказа и юга Сибири, для сельского населения менее постаревших регионов востока страны.
· Индексация заработной платы бюджетников – слаборазвитые регионы с более высокой долей занятых в бюджетном секторе.
Поддержка бизнеса может включать следующие меры:
· Расширение программы льготных ставок по ипотеке – две крупнейшие агломерации страны и другие регионы миграционного притока (Краснодарский край, Калининградская обл., Тюмень, Новосибирск, другие крупные столицы регионов).
· Значительное расширение зарплатных кредитов малому бизнесу в крупных городах.
· Увеличение финансирования общественных работ для временного трудоустройства увольняемых с предприятий автопрома, машиностроительных, металлургических, угольных предприятий в индустриальных регионах.
И наконец поддержка бюджетов регионов:
· Замещение кредитов банков бюджетными кредитами в регионах с высокой долговой нагрузкой. Выделенной суммы, скорее всего, хватит на 2022 г.
· Повышение прозрачности и обоснованности дополнительных трансфертов бюджетам регионов – в «ковидный кризис» 2020 г. их распределение было необъяснимым.
Департамент общественных связей АРБ.