№ п/п
Наименование Предложения |
Ответственное ведомство |
Обоснование целесообразности |
|
Раздел «Меры по обеспечению устойчивости лизингового рынка»
|
|||
Подраздел «Субсидирование»
|
|||
|
Субсидирование выпадающих доходов лизинговых компаний, связанных с предоставлением скидки лизингополучателям в размере увеличения ключевой ставки Банка России. Данная субсидия предлагается к предоставлению лизингодателям по договорам лизинга, заключенными до 28.02.2022 года с предприятиями транспортных отраслей или отраслей, перечень которых утвержден Постановлением Правительства № 337 от 10 марта 2022 года, в случае, если график платежей для лизингополучателя не пересматривается на уровень повышения ключевой ставки (в случае наличия такого права Лизингодателя). Размер предоставляемой скидки лизингодателю рассчитывается как разница между суммой лизинговых платежей после пересчета в связи с повышением ключевой ставки и суммой лизинговых платежей, действовавших на 28.02.2022 и транслируется лизингополучателю путем сохранения ему указанного графика лизинговых платежей. |
Министерство экономического развития РФ, Минтранс РФ |
Данная мера с минимальным увеличением затрат для лизинговых компаний позволит предприятиям реального сектора экономики сохранить в своем владении имущество, полученное в лизинг, на первоначальных условиях, и продолжить свою деятельность. |
|
Введение моратория на пересмотр банками условий кредитных договоров, заключенных с лизинговыми компаниями до 24 февраля 2022 г., в части увеличения фиксированных процентных ставок (с возвращением процентных ставок по кредитным договорам, по которым уже произошло увеличение), независимо от наличия в кредитном договоре указания на конкретную лизинговую сделку |
Центральный банк РФ |
Поскольку кредитные договоры заключаются для финансирования уже заключенных лизинговых сделок, сохранение ставок по реализуемым сделкам, позволит сохранить эти сделки, не увеличивая убытки лизинговых компаний по ним. Важно, чтобы эта мера распространялась на все кредитные договоры, заключаемые лизинговыми компаниями для осуществления основной деятельности, независимо от того, заключается ли кредитный договор под каждую конкретную кредитную сделку или финансирование лизинговой компании осуществляется «котловым» способом. Для реализации этой меры необходимо предусмотреть субсидирование выпадающих доходов банков в размере разницы между фиксированной процентной ставкой по кредитному договору и ключевой ставкой ЦБ. |
|
Предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским лизинговым компаниям), независимо от наличия в кредитном договоре указания на конкретную лизинговую сделку, в случае сохранения ставки по кредитному договору действовавшей до изменения ключевой ставки ЦБ РФ. |
Правительство РФ |
Предполагается субсидирование выпадающих доходов банков в размере разницы между сохраненной процентной ставкой по кредитному договору и ключевой ставкой ЦБ. Данная мера направлена на сохранение уровня ставок по целевым кредитам, выдаваемым банками для финансирования лизинговых сделок, на приемлемом уровне. Это, наряду с иными мерами господдержки, позволит предприятиям приоритетных секторов экономики применять механизм лизинга при обновлении/создании производств, имеющих первоочередное значение в текущих условиях |
|
Перезапуск Единой лизинговой субсидии |
Министерство промышленности и торговли РФ |
Субсидия (по модели постановления Правительства от 27.12.2019 г. № 1908) предоставляется российским лизинговым компаниям в целях стимулирования производства отечественных средств производства, стимулирования спроса на российскую промышленную продукцию, стимулирование реализации проектов в значимых отраслях экономики (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и т.д.). Субсидия предоставляется в размере фактически недополученного дохода, возникшего вследствие предоставления лизингополучателю при уплате авансового платежа единовременной скидки в размере до 50 % цены приобретения оборудования. |
|
Субсидирование крупнейших авиаперевозчиков на исполнение обязательств по договорам аренды/лизинга |
Минтранс РФ |
Позволяет авиаперевозчикам эффективно продолжать свою операционную деятельность в изменившихся условиях, а также исполнять обязательства по договорам лизинга/аренды, в том числе с иностранными кредиторами с учетом схемы расчетов, принятой Правительством РФ |
Подраздел «Взаимодействие с финансирующими банками»
|
|||
|
Введение моратория на использование банками права: - на досрочное истребование кредита в связи с нарушением лизинговой компанией – заемщиком финансовых ковенантов, установленных в кредитном договоре; - на получение банками комиссий за досрочное погашение кредита лизинговыми компаниями (если оно связано с досрочным выкупом лизингополучателем имущества по договору лизинга) |
Центральный банк РФ |
В условиях текущих реалий финансового рынка и их резкого и существенного изменения формальные показатели финансовых ковенантов, предусмотренных кредитными договорами, не будут отражать реального положения лизинговых компаний, в связи с чем целесообразно ограничить возможность применения этих показателей для одностороннего расторжения кредитных договоров. Отказ от комиссий за досрочное погашение кредитов позволит снизить убытки лизинговых компаний, возникающие от расторжения договоров лизинга и досрочного погашения, в связи с этим кредитов, за счет которых профинансированы такие договоры лизинга |
|
Введение моратория на применение негативных последствий для банков, предоставивших реструктуризацию платежей по кредитным договорам лизинговым компаниям – заемщикам, в случае реструктуризации лизинговых платежей по договору лизинга, профинансированному за счет такого кредитного договора |
Центральный банк РФ |
Лизинговый рынок ожидает в текущей ситуации большого количества реструктуризаций по лизинговым договорам, в том числе в связи с увеличением лизинговых платежей из-за изменения ключевой ставки. Банкам нужно создать условия, в которых они смогут без негативных для себя последствий изменять условия кредитных договоров для лизинговых компаний, предоставляющих отсрочки и рассрочки своим клиентам. В конечном счете это позволит сохранить большое количество бизнесов, основанных на имуществе, полученном в лизинг. |
Подраздел «Государственные закупки»
|
|||
|
Предоставление участникам закупки права на внесение по соглашению сторон изменений в договоры лизинга, заключенные в результате проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в том числе в части увеличения лизинговых платежей (и общей суммы договора), когда необходимость таких изменений обусловлена санкционным давлением |
Министерство финансов РФ |
Для надлежащего выполнения госконтрактов необходимо дать возможность сторонам, его заключившим, рассмотреть перспективы его исполнения и внести в него изменения, максимально учитывающие интересы сторон, в том числе в части увеличения лизинговых платежей, если такие изменения обусловлены санкционным давлением (изменение стоимости имущества, сроков и стоимости доставки, курсовых разниц и т.п.) |
|
Предоставление лизинговым компаниям временного права на односторонний отказ от исполнения договоров лизинга, заключенных по результатам проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, приобретение имущества по которым лизинговой компанией не совершено и очевидно не будет совершено вследствие санкционного давления, без применения к таким лизинговым компаниям штрафных санкций за нарушение обязательств по таким договорам, без раскрытия банковских гарантий и без включения таких лизинговых компаний в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Министерство финансов РФ |
В ситуациях, когда начало исполнения госконтракта очевидно невозможно из-за санкционного давления, необходимо предоставить возможность лизинговым компаниям выйти из таких контрактов, что, в свою очередь, высвободит средства государственных компаний для более актуальных в текущей ситуации закупок. |
|
Введение моратория на применение мер ответственности (пени, штрафы), предусмотренных контрактами, заключенными в результате проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, к лизинговым компаниям, допустившим нарушение своих обязательств по таким контрактам в результате санкционного давления, а также моратория на включение таких лизинговых компаний в реестр недобросовестных поставщиков |
Министерство финансов РФ |
Данная мера позволит не возлагать дополнительную финансовую нагрузку на лизинговые компании, для которых надлежащее выполнение заключенных государственных контрактов связано с международными расчетами, поставками, комплектующими и т. п. Их затраты и так неизбежно увеличатся в связи с необходимостью поиска решений в сложившейся ситуации. Также необходимо сохранить добросовестные лизинговые компании как участников рынка госзакупок, для чего необходимо не включать их в реестр недобросовестных поставщиков. |
Подраздел «Изменение порядка налогообложения»
|
|||
|
Введение для лизинговых компаний инвестиционного налогового кредита в форме реинвестирования налога на добавленную стоимость за три года в приобретение основных средств, предназначенных для передачи в лизинг предприятиям реального сектора экономики |
Министерство финансов РФ |
В сложившейся ситуации неизбежно активизируется деятельность лизинговых компаний, связанная с досрочным выкупом, досрочным возвратом (изъятием) имущества, ранее переданного в лизинг, его повторной сдачей в аренду или реализацией такого имущества. Это неизбежно приведет к росту налогооблагаемой базы по НДС. Возможность для лизинговых компаний использовать начисленный к уплате НДС для реинвестиций в основные средства в условиях усложненного доступа к финансированию может иметь существенное значение для реального сектора экономики. |
|
Внесение изменений в ст.164 и ст.165 НК РФ в части распространения ставки НДС – 0 % на ситуации реализации лизинговыми компаниями судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов |
Министерство финансов РФ |
Предлагаемые изменения необходимы в целях обеспечения устойчивого бесперебойного функционирования морского и внутреннего водного транспорта и поддержки хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления. Судоходные компании при реализации проектов по строительству флота активно используют схемы лизинга. Изменения позволят нивелировать санкционные ограничения, введённые недружественными Российской Федерации государствами, которые в настоящее время блокируют возможность эксплуатации морских судов, принадлежащих на праве собственности российским лизинговым компаниям, попавшим под соответствующие санкционные ограничения. Невозможность эксплуатации судов приводит к отсутствию источников дохода для погашения лизинговых платежей; росту затрат на содержание судов (простой), а также покрытию текущих затрат компаний и невозможности привлечения финансирования, и, как следствие, отсутствию финансовых источников для содержания судоходных компаний. Установление налоговой ставки 0 процентов при повторной реализации судов, которые также и останутся зарегистрированными в Российском международном реестре судов, при условии, что такая реализация происходит между лизингодателем и лизингополучателем (российскими организациями), позволит избежать дополнительного удорожания судна за счет отмены единовременной оплаты НДС 20% при продаже судна, которая с большой степенью вероятности будет предполагать длительную рассрочку по договору купли-продажи или при ином способе смены собственника. Необходимо отметить, что аналогичный порядок обложения НДС существует для воздушных судов. |
|
Внесение изменений в НК в части применения 0% ставки НДС при оказании лизинговых услуг налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения. |
Минфин РФ |
Данная мера позволит повысить экономическую привлекательность лизингового финансирования для малых и средних предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения. В текущих реалиях на предприятиях на упрощенной системе налогообложения лизинг экономически не выгоден в связи с необходимостью оплаты стандартного НДС 20% в составе лизинговых платежей, который не подлежит возмещению |
|
Внесение изменений в ст. 154 НК РФ в части отмены необходимости оплаты НДС с полной суммы реализации юридическими лицами подержанных автомобилей, приобретенных у физических лиц. Распространение порядка определения налоговой базы, предусмотренного пунктом 5 статьи 154 НК РФ, на последующую реализацию налогоплательщиками НДС автомобилей, приобретенных у лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС для продажи. |
Минфин РФ |
В условиях санкционного давления и ожидаемого снижения импорта новых авто данная мера позволит стимулировать создание нового высокотехнологичного и цивилизованного рынка колесных транспортных средств, бывших в эксплуатации, и условий для оказания высокотехнологичных услуг на этом рынке за счет создания условий для участия в операциях на этом рынке юридических лиц на недискриминационных условиях. Решает текущую проблему приобретения транспортных средств юридическим лицом у физического лица с последующей продажей юридическому лицу (оплата НДС идет в полном объеме, а зачет только в сумме разницы между ценой приобретения и продажи первым юридическим лицом), таким образом это существенно увеличит рынок продажи и лизинга б/у транспортных средств.
|
|
Введение моратория - на проведение налоговых проверок налогоплательщиков при отсутствии явных признаков совершенных ими налоговых правонарушений; - на применение налоговых санкций (штрафы, пени, блокировки счетов) за правонарушения, не имеющие большой общественной опасности. |
Министерство финансов РФ |
В условиях внесенных в НК РФ с 01.01.2022 г. изменений в налогообложении лизинговых операций (налог на прибыль, налог на имущество) и роста количества ограничений при совершении хозяйственных операций неизбежно будет увеличение нагрузки на операционные подразделения лизинговых компаний. Отказ от применения санкций за правонарушения, не повлекшие за собой существенных последствий, позволит снизить напряженность в обычной хозяйственной деятельности и сосредоточиться на решении наиболее важных проблем, а также не нести дополнительных издержек на привлечение консультантов и экспертов. Мораторий на санкции за незначительные нарушения позволит сохранить стабильность деятельности хозяйствующих субъектов, даст им время на адаптацию к изменениям, выявление и устранение допущенных ошибок и снизит нагрузку налоговых органов, связанную с администрированием несущественных нарушений. |
|
Продление сроков предоставления налоговой отчетности, а также сроков предоставления документов и пояснений по требованиям налоговых органов |
Министерство финансов РФ |
Данная мера позволит снизить избыточные издержки, возникающие при необходимости адаптации деятельности к многочисленным единовременным изменениям, возникающим в данный период времени. |
Подраздел «Прочие антикризисные меры»
|
|||
|
|
|
|
|
Принятие схемы расчетов с иностранным лизингодателями по договорам лизинга/аренды ВС, предполагающей: - направление лизинговых платежей, предназначенных иностранным ЛК, в рублях на специальные счета в банках-резидентах РФ; - предоставление иностранным ЛК направить средства с этих счетов на погашение кредитов, выданных этим ЛК банками-резидентами РФ.
|
Правительство РФ |
Позволяет выполнять обязательства перед иностранными кредиторами в рублях на территории РФ путем использования счетов категории «С», защищает интересы российских финальных кредиторов, исключая иностранную составляющую в расчетах |
|
Перенос начала исполнения лизинговыми компаниями требований ФЗ № 302-ФЗ от 31.07.2020 г. в части передачи информации в бюро кредитных историй |
Центральный банк РФ |
Снижение операционных издержек российских хозяйствующих субъектов, избыточных в условиях санкционного давления Невключение в кредитную историю хозяйствующих субъектов негативных фактов, возникших в результате санкционного давления |
|
Перенос начала обязательного применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» на 01.01.2024 г. (то есть начиная с отчетности за 2024 год) |
Министерство финансов РФ |
В настоящее время большая часть хозяйствующих субъектов – лизингополучателей не готова к переходу на учетные правила, предусмотренных ФСБУ 3 25/2018. На рынке до сих пор отсутствует комплексное решение для автоматизации учетных процессов в соответствии с требованиями ФСБУ 25/2018, а учитывая заинтересованность руководства страны в перенаправлении ИТ-специалистов на решение системно значимых задач, появление таких решений может затянуться. Данная мера позволит предприятиям реального сектора экономики учитывать ранее заключенные и новые договоры лизинга по имевшимся ранее нормативам. Лизинг не потеряет привлекательность по сравнению с субсидируемыми кредитами. Также предприятия смогут избежать дополнительных операционных издержек, избыточных в условиях санкционного давления. |
|
Продление сроков (на 12 месяцев) исполнения обязательств лизинговыми компаниями в рамках достижения показателей результативности во исполнение целевого использования бюджетных ассигнований, установленных на 2022 год |
Министерство промышленной и торговли РФ |
Предлагаемые изменения необходимы в целях поддержания лизинговой отрасли ввиду нестабильной рыночной ситуации, не зависящей от действий/бездействия лизинговых компаний (в текущих реалиях сложно спрогнозировать исполнение показателей эффективности как в части заявленных сроков, так и в части заявленных объемов). Вариант реализации подобного механизма обозначен в Постановлении Правительства РФ от 09.03.2022 № 308, однако, он распространяется лишь на обязательства лизинговых компаний, принятые до вступления в силу данного НПА. |
|
Предоставить лизинговым компаниям возможность приобретать валюту для погашения валютных обязательств перед банками РФ (основной долг, проценты, аккредитивы) без спреда, который сейчас составляет 20 рублей |
Центральный банк РФ |
Лизинговые компании для финансирования договоров лизинга в иностранной валюте привлекали кредиты в иностранной валюте для синхронизации лизингового и кредитного портфеля. Лизинговые компании получают платежи от Лизингополучателей по договорам лизинга в рублях по курсу ЦБ на дату оплаты. Для погашения связанного с договором лизинга кредита (аккредитива) в иностранной валюте, лизинговая компания приобретает валюту по курсу биржи плюс спред 20 рублей. Данная мера позволит снизить убытки лизинговых компаний, возникающие при погашении кредитов в банках РФ за счет исключения спреда в 20 рублей, установленного Центральным банком РФ. |
Комментарии:
1. |
Рассмотрение любого вопроса об установлении «лизинговых каникул» для лизингополучателей должно рассматриваться только в связке с установлением «кредитных каникул» для лизинговых компаний. Необходимо отметить, что повышение лизинговых платежей со стороны лизинговых компаний возникает только в случае, когда кредитующие банки повышают процентную ставку по кредитам для лизинговых компаний. Лизинговые компании не обладают возможностью снивелировать за счет собственных средств, убытки, возникающие от уменьшения поступающих лизинговых платежей при сохранении, а тем более повышении процентных расходов по кредитам. Также необходимо отметить, что процедура трансляции повышения кредитной ставки на лизингополучателя через повышение лизинговых платежей требует существенного времени, так как в отличие от банков, где процентная ставка повышается путем направления уведомления клиенту, лизинговая компания должна сначала осуществить расчет изменения графика платежей, подготовить договорную документацию, согласовать и подписать ее лизингополучателем. То есть лизинговая компания физически не может обеспечить повышение лизинговых платежей в сроки, которые установлены в кредитных договорах для на вступление в силу уведомления банка о повышении процентной ставки.
|
2. |
При обсуждении предложения, указанного в п.2., необходимо иметь в виду, что есть часть лизинговых сделок, по которым увеличение лизинговых платежей невозможно, например, это сделки, заключенные в рамках процедур, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., а также сделки, заключенных с лизингополучателями, реализующими свои товары (работы, услуги) по тарифам, установленным законодательно. Сохранение таких сделок (и, соответственно, деятельности лизингополучателей, осуществляемой за счет имущества, полученного по таким сделкам) возможно только при условии фиксации процентных ставок по кредитным договорам, за счет которых профинансированы такие сделки, на уровне, имевшемся до увеличения ключевой ставки ЦБ РФ |