На заседании 15-16 марта ФРС впервые с 2018 года повысила процентную ставку по федеральным фондам на 25 б.п. до 0,25-0,5% и заявила, что может начать сокращать свой баланс на ближайшем заседании в начале мая.
Решение было ожидаемо рынком и поддержано 8 из 9 голосующих членов комитета по открытым рынкам, в то время как президент ФРБ Сент-Луиса Дж. Буллард голосовал за повышение ставки сразу на 50 б.п. При этом новая прогнозная траектория процентной ставки (dot plot) показала, что большинство членов комитета сейчас ожидают 7 повышений ставки до конца года (с учетом вчерашнего повышения), а 7 из 16 полагают, что в этом году может потребоваться хотя бы одно повышение ставки на 50 б.п. Таким образом, медианный прогноз процентной ставки на конец текущего года повышен с 0,9% до 1,9%, на конец 2023 года - с 1,6% до 2,8% (что предполагает еще 3-4 повышения ставки в будущем году), на конец 2024 года - с 2,1% до 2,8%. Это означает, что ФРС сейчас прогнозирует рекордный с 2004-06 гг темп ужесточения ДКП (тогда ставка была повышена с 1% до 5,25%, что закончилось глобальным финансовым кризисом) и выход уже в будущем году в область рестриктивной (умеренно жесткой) монетарной политики со ставкой выше долгосрочного нейтрального уровня (2,4%).
"Ястребиный" настрой ФРС объясняется значительным повышением прогнозов инфляции (по новому прогнозу она превысит 4% в этом году и приблизится к цели 2% лишь в 2024 году), инфляционное давление должно усилиться из-за ситуации на Украине и санкций в отношении России. При этом, несмотря на заметное снижение прогноза роста ВВП США на текущий год (с 4% до 2,8%), Пауэлл полагает, что американская экономика и рынок труда достаточно сильны, чтобы выдержать ужесточение ДКП, вероятность рецессии "не особенно повысилась", а возврат к ценовой стабильности – необходимое условие для достижения цели максимальной занятости.
В то же время, по словам Пауэлла, решение о подъеме ставки и о размере повышения будет приниматься на каждом отдельном заседании в зависимости от поступающих статданных. Мы полагаем, что резкое снижение прогноза роста американской экономики в текущем году и риски негативного влияния ужесточения ДКП на занятость и экономический рост не в полной мере учитываются рынком, но первая реакция рынка на итоги заседания была вполне спокойной.
Как говорится в заявлении, показатели экономической активности и занятости продолжали укрепляться. Прирост рабочих мест в последние месяцы был сильным, а уровень безработицы существенно снизился. При этом инфляция остается повышенной, что отражает дисбаланс спроса и предложения, вызванный пандемией, подъемом цен на энергоносители, а также более широким ценовым давлением. В заявлении ФРС говорится, что последствия "вторжения России на Украину" для экономики США крайне неопределенные, но в краткосрочной перспективе эта ситуация и связанные с ней события, вероятно, создадут дополнительное повышательное давление на инфляцию и негативно скажутся на экономической активности.
Как пояснил глава ФРС Дж. Пауэлл, прямой эффект военного конфликта России и Украины – это рост цен на сырье, но вторичные эффекты для американской экономики связаны с условиями торговли и цепочками поставок, а также с резким ростом неопределенности. ФРС по-прежнему ожидает, что инфляция начнет снижаться во 2 полугодии 2022 года, но с более высоких значений, и на ее возвращение к цели потребуется больше времени, чем предполагалось ранее.
По мнению Пауэлла, американская экономика очень сильна, а рынок труда перегрет: при низкой безработице спрос заметно превышает предложение. За 2 месяца 2022 года занятость увеличилась более чем на 1 млн рабочих мест, а в феврале безработица опустилась к минимальным с начала пандемии 3,8%, что несколько ниже долгосрочного нейтрального прогноза ФРС. При этом прогнозы на ближайшие 3 года предполагают, что безработица останется вблизи исторически минимальных значений.
ФРС представила новые макропрогнозы (предыдущие были представлены на декабрьском заседании). Так, прогноз роста ВВП на текущий год снижен с 4% до 2,8%. Это значительно ниже консенсус-прогноза Bloomberg (3,6%) однако, по словам Пауэлла, это все равно высокие темпы роста, превышающие трендовые значения. Прогноз роста ВВП на 2023 г и на 2024 гг сохранены без изменения (2,2% и 2,0%, соответственно), а долгосрочный потенциал оценивается на уровне 1,8%.
Прогноз инфляции (по ценовому индексу личных потребительских расходов, PCE) на текущий год повышен с 2,6% до 4,3%, на 2023 г с 2,3% до 2,7%, на 2024 г с 2,1% до 2,3%. Прогноз базовой инфляции (Core PCE, без учета цен на энергоресурсы и продовольствие) повышен на текущий год с 2,7% до 4,1%, на 2023 г с 2,3% до 2,6%, на 2024 г с 2,1% до 2,3%. Таким образом, по новому прогнозу инфляция в этом году останется выше цели 2% в течение всего периода и лишь в 2024 г. приблизится к ней. Это обуславливает необходимость более жесткой ДКП для того, чтобы замедлить рост спроса и привести его в соответствие с возможностями увеличения предложения. Сейчас инфляция (CPI) составляет 7,9% (максимум за 40 лет), а по индикатору PCE, предпочитаемому ФРС 6,1%, т.е. более чем втрое выше цели. Если прежние прогнозы ФРС предполагали, что ставка в течение прогнозного периода будет оставаться ниже долгосрочного нейтрального уровня, то теперь она уходит выше этого уровня в 2023-24 гг. И этот эффект для рынков будет усиливаться сокращением баланса ФРС.
Несмотря на ужесточение ДКП, ФРС прогнозирует сильный рынок труда – безработица в 2022-24 гг останется в диапазоне 3,5-3,6%, ниже долгосрочного нейтрального уровня 4%. По словам Пауэлла, из-за дефицита предложения трудовых ресурсов при низкой безработице, темпы рост зарплат заметно превышают те, которые совместимы с 2% таргетом по инфляции, хотя в некоторых отраслях, где наблюдались высокие темпы роста зарплат в прошлом году, сейчас происходит их нормализация, поэтому пока нет явных признаков спирали "зарплаты-цены".
Комитет рассчитывает, что после адекватного ужесточения денежно-кредитной политики инфляция вернется на целевой уровень в 2%, а рынок труда останется сильным. ФРС ожидает, что может начать сокращать свой баланс (портфель гособлигаций, долговых обязательств государственных структур и обеспеченных ипотекой долговых бумаг) на ближайшем заседании в мае. По словам Пауэлла, детали еще предстоит финализировать (более подробная информация будет в "минутках" заседания, которые будут опубликованы через 3 недели), но в целом это будет похоже на то, как это происходило в 2017-19 гг, только сейчас это будет быстрее. Тогда ФРС не продавала бумаги с баланса, а сокращала его за счет уменьшения реинвестирования средств от купонов и погашений бумаг, и максимальный темп сокращения составлял $50 млрд в месяц. Сейчас, очевидно, объемы сокращения баланса будут выше, и нельзя исключать прямых продаж, по крайней мере, обеспеченных ипотекой бумаг.
Рынок перед заседанием закладывал в ожидания 6-7 повышений ставки ФРС в этом году (до 1,75-2%), однако многие полагали, что график ФРС на этот год может быть менее агрессивен (5 повышений после 3, ожидаемых в декабре). На горизонте 2023-24 гг новая прогнозная траектория ставок ФРС заметно опережает рыночные ожидания. По итогам заседания и пресс-конференции Пауэлла доходность 10-летних гособлигаций США обновила максимум с 2019 г (2,18%), доходность 2-летних бумаг, максимально приближенная к ожиданиям по ставке ФРС, приблизилась к 2% (1,94%). Несмотря на "ястребиную" риторику ФРС, рынок не испугался – по итогам волатильной сессии, американские фондовые индексы повысились на 1,5-3,8%, причем в лидерах повышения был Nasdaq, хотя считается, что акции роста более уязвимы к повышению ставки центробанка и росту доходностей долгового рынка. Индекс доллара незначительно скорректировался вниз, оставаясь вблизи 2-летних максимумов, укрепился и курс евро-доллар. По-видимому, сейчас спрос на рисковые активы в меньшей степени зависит от решений ФРС, рынок с надеждой ждет прогресса в переговорах РФ и Украины, поскольку конфликт существенно влияет на прогнозы инфляции и реакцию мировых центробанков.
Новая прогнозная траектория ставки ФРС и ожидания рынка