21 октября во время Открытой дискуссии: «Банкизация или дебанкизация России? Есть ли будущее у малых и средних банков России?», которую провел президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян, выступил председатель правления Челябинвестбанка, член Совета АРБ Сергей Бурцев, который, прежде чем назвать причины, мешающие эффективно развиваться региональным банкам, отметил, что «нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок».
Он подчеркнул, что основной проблемой развития региональных банков является доступ к ресурсам, в том числе к участию в госпрограммах. Важны вопросы честной конкуренции между крупными банками с государственным участием и частными региональными игроками: «Драматические изменения состоят в том, что нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок. Выглядит так, что все нормативные акты и законы пишутся исходя из их интересов или интересов государства, забывая о том, что в России есть еще и коммерческие банки», - отметил Бурцев.
Для региональных банков остро стоит проблема доступа к ресурсам и фондированию. Их часто не допускают к участию в госпрограммах по кредитованию, создают неоправданные требования при работе по выдаче гарантий. Бурцев отметил, что «при участии в конкурсах и государственных программах банк рискует своими деньгами, поэтому к госпрограммам кредитования можно допустить вообще все кредитные организации, чтобы клиент получил возможность выбора и выгоду от снижения цен за счет конкуренции».
Крупные банки хотят развивать только свои экосистемы, не допускают к своим проектам банки-партнеры на выгодных условиях, часто допускают элементы недобросовестной конкуренции. Особенно это касается навязывания услуг, мисселлинга, нарушения законодательства о рекламе и персональных данных, искажение расчета полной стоимости кредита - перечислил основные признаки недобросовестной конкуренции Бурцев. Он привел как пример систему мгновенных переводов, где малые и средние банки подключились одними из первых, но крупные банки приходят фактически последними и не торопятся при этом включать в свои справочники переводов малые и средние банки. А в таких случаях ускоренная разработка (раньше сроков, чего просит регулятор) и внедрение региональными банками технологий становятся бессмысленными.
Также у региональных банков есть проблемы с взаимодействием с органами государственной власти.
Бурцев рассказал о наличии сложностей при подключении к системе Росреестра для проверки и регистрации сделок, при проверке паспортов, о внезапных отключениях банков от сервисов налоговой инспекции. Часто банкам могут не предоставлять техническую поддержку, не предоставляют стенды тестирования, не доводят важную информацию в период смены форматов отправки сообщений, с задержкой от двух недель до года могут заключать с банками соглашения. Но критика в адрес банков или штрафы могут появляться уже на следующий день в случае невыборки лимитов или невыполнения требований законодательства.
«Мы понимаем, что многим государственным организациям проще решить проблему с тремя крупными банками с госучастием, чем с остальными 300», - отметил Бурцев. Он обратил внимание на непропорциональность штрафов, когда крупный банк получает штраф за нарушение на миллион рублей (чаще от ЦБ – на 30 тыс рублей), а средний банк может получить штраф от ИФНС на 100 миллионов за одну техническую ошибку, в результате которой никто не пострадал.
Банкир привел пример со списком публичных должных лиц, для получения которого многие банки вынуждены платить раз в год миллион рублей (список нужен для выполнения требований законодательства о противодействии легализации). «Но даже миллион рублей для небольшого банка – это большая сумма», - отметил Бурцев.
Пресс-служба Ассоциации российских банков