Открытая дискуссия о региональных банках: есть ли будущее?

A A= A+ 22.10.2021 Новости БД

21 октября на платформе Zoom прошла Открытая дискуссия президента Ассоциации российских банков, академика РАН Гарегина Тосуняна «Банкизация или дебанкизация России? Есть ли будущее у малых и средних банков России?».

В ходе дискуссии эксперты обсудили состояние и перспективы банковского бизнеса в российских регионах, отметив необходимость наличия региональных игроков для развития банковской отрасли и сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ), что подтверждается практикой развитых стран с федеративным территориальным устройством (США, ФРГ).

Открывая дискуссию, Гарегин Тосунян напомнил статистику Банка России по региональным кредитным организациям, начав с общих данных. Согласно данным ЦБ, за последние 8 лет общее количество банков в России сократилось в 2,5 раза – с 859 до 339. Количество региональных банков за это время уменьшилось с 381 до 148 (за вычетом банков СПб, Московской и Ленинградской областей). За это время было отозвано более 450 банковских лицензий, в том числе с учетом самостоятельных обращений банкиров в ЦБ с желанием добровольной сдачи лицензии. Только в прошлом 2020 году добровольно сдали лицензии 22 банка. «Это число говорит об усталости банкиров и означает, что частный банковский бизнес теряет прибыльность и привлекательность», - отметил Тосунян.

Президент АРБ представил карту регионального присутствия банков на территории России. В 25 субъектах РФ не осталось ни одного регионального банка, еще в 25 регионах – 1 банк на регион, и в 23 регионах – 2-3 банка на регион, т.е. в 86% субъектов РФ количество региональных банков минимально. «Если в 2013 году только в 16 регионах не было собственных банков, либо был один, то сейчас таких регионов уже 50, т.е,. количество регионов без местных банков выросло в 3 раза», - подчеркнул Тосунян.

Из-за проблемы доступа к дешевому фондированию и участию в государственных субсидиарных программах ключевой сегмент бизнеса малых и региональных банков – кредитование МСП – находится под давлением. В активах банковского сектора доля региональных банкиров сократилась с 8,8 до 4,2%; в кредитовании физлиц – сокращение с 13,2 до 4,5%; в кредитовании юр. лиц – с 7,3 до 2,6%. Доля в активах крупных федеральных банков, входящих в первые топ-30 стремительно растет с 2015 года, дойдя за последние шесть лет с 43% до почти 80% (на 01.08.2021). При этом, объем клиентской базы (количество МСП) за последние 4 года фактически не изменился: октябрь 2017 – 5,8 млн субъектов МСП; октябрь 2021 – 5,7 млн.

Первым из докладчиков выступил заместитель руководителя cлужбы текущего банковского надзора Банка России Алексей Ветохин, который сравнил термин «банкизация» с цифровизацией и дополнил статистику по региональным банкам. По данным Банка России, в России работает 168 региональных банков. Из них 88 имеют универсальную лицензию, 80 – базовую, 2 кредитные региональные организации являются системообразующими в регионах своего присутствия. Кредитные рейтинги аккредитованных при Банке России четырех рейтинговых агентств имеют 75 региональных банков (65 с универсальной лицензией и 10 с базовой). Третий квартал 2021 года более 80% региональных банков закончили с прибылью.

Однако, отметил Ветохин, отчетность региональных банков показывает, что от 10 до 40% активов размещены в ЦБ, т.е. используются неэффективно и не участвуют в экономике страны. При этом банковский сектор остается главенствующим в финансовой системе страны: на его долю приходится 76,9% всех активов российского финансового сектора.

Председатель правления Челябинвестбанка, член Совета АРБ Сергей Бурцев назвал главные проблемы, мешающие развитию региональных банков - доступ к ресурсам и конкуренция с банками с государственным участием. «Драматические изменения состоят в том, что нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок. Выглядит так, что все нормативные акты и законы пишутся, исходя или из их интересов или интересов государства, забывая о том, что в России есть еще и коммерческие банки», - сказал Бурцев.

Вопрос доступа к ресурсам и фондированию для региональных банков, по словам Бурцева, связан с их участием в госпрограммах по кредитованию и субсдированию. Коммерческий банк всегда рискует своими деньгами, поэтому к госпрограммам кредитования можно допустить вообще все кредитные организации, чтобы клиент получил возможность выбора и выгоду от снижения цен за счет конкуренции, считает челябинский банкир. Он подчеркнул, что крупные банки хотят развивать только свои экосистемы, не допускают к своим проектам банки-партнеры на выгодных условиях, часто допускают элементы недобросовестной конкуренции, например, навязывания услуг, мисселлинга, нарушения законодательства о рекламе и персональных данных, искажение расчета полной стоимости кредита. В качестве примера Бурцев привел систему мгновенных переводов, где малые и средние банки подключились одними из первых, но крупные банки пришли фактически последними и не торопятся включать в свои справочники переводов малые и средние банки. А в таких случаях ускоренная разработка и внедрение региональными банками технологий становятся бессмысленными, отметил спикер.

Тормозят развитие бизнеса региональных банков и региональные органы власти. Бурцев привел сложности при подключении к системе Росреестра для проверки и регистрации сделок, проверки паспортов через УФМС, внезапные отключения банков от сервисов налоговой инспекции. «Многим государственным организациям проще решить проблему с тремя крупными банками с госучастием, чем с остальными 300», - отметил глава Челябинвестбанка. Он также обратил внимание на непропорциональность штрафов, когда крупный банк получает штраф за нарушение на миллион рублей, а средний банк может получить штраф на 100 миллионов за одну техническую ошибку, в результате которой даже никто не пострадал. Или взимание денег за доступ к списку публичных должностных лиц: многие банки вынуждены платить раз в год миллион рублей, чтобы просто выполнить требования закона и Росфинмониторинга. «Даже миллион рублей для небольшого банка – это большая сумма», отметил Бурцев.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров обратил внимание, что 2 сентября 2021 года вступил в силу Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы, где зафиксировано право равного доступа финансовых организаций, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, к государственным программам субсидирования из средств бюджета льготного финансирования. Часть мер из Национального плана уже реализуются в рамках Дорожной карты развития конкуренции на период 2018-2020 годов. Из других запланированных мероприятий Нацплана банковский рынок затрагивают 7 мероприятий и 2 ожидаемых результата. Отдельная Дорожная карта развития конкуренции на рынках финансовых услуг на 2022 - 2025 годы будет утверждена в марте 2022 года.

Председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам Павел Самиев представил данные по просрочке кредитных портфелей по сектору МСБ (2017 – 2021 гг.). Из него следует, что у крупных банков топ-30 просрочка кредитных портфелей по МСБ с 2017 года сокращалась – с 13% до 6%, а у остальных, наоборот, росла – c 15,6% до 22,9%. Самиев назвал причиной проблему ухудшающего отбора заемщика, так как у крупных банков есть приоритетный доступ к государственным программам поддержки, они получают дешевое фондирование, что недоступно средним и региональным банкам, которым остаются некредитоспособные заемщики. «Получается эффект разноплановой клиентской базы, когда более качественные клиенты уходят в крупные банки», - отметил докладчик. Есть проблема использования кредитных рейтингов, когда рейтинги только 2 из 4 рейтинговых агентств, аккредитованных в ЦБ, (РА «Эксперт» и АКРА) могут быть использованы для доступа к участию в госпрограммам, а значит и фондированию.

Директор Банковского института НИУ ВШЭ, к.э.н., проф. Василий Солодков на примере США показал, что региональные банки в развитых экономических системах весьма успешны. Он назвал несколько основных тенденций регионального американского банковского рынка: ориентированность на запросы локальных жителей и бизнеса, лучше знают местные рынки, имеют меньше обязательных нормативов от регулятора (ФРС), чем федеральные многофилиальные игроки.

Солодков отметил, что Конгресс США уделяет большое внимание развитие именно региональных банков в штатах, так как это возможность влиять на местную занятость и стимулировать МСБ. Из юридических особенностей профессор назвал одинаковое страховое покрытие для юридических и физических лиц для клиентов банков и кредитных кооперативов (кредитных союзов), которые имеют налоговые преимущества перед банками –освобождены от налога на прибыль. При этом средние затраты на обслуживание текущего счета в этих кредитных союзах дешевле в среднем на 30%, чем в классическом банке. «В России с момента начала чистки банковской системы в 2013 году мы видим очень неравноправную конкуренцию, так как в систему АСВ не входили юрлица. Логично, что региональные банки вынуждены размещать свои средства в Банке России – нет клиентов, компании предпочитают хранить свои деньги в тех банках, у кого гарантированно никогда не отзовут лицензию», - считает Солодков. Он подчеркнул, что сейчас создать с нуля региональный банк, который попадет в АСВ, невозможно.

Вице-президент АРБ Павел Неумывакин представил исследование Ассоциации российских банков по состоянию региональной банковской системы. Согласно ему, доля банков с государственным участием в активах сектора на конец 2020 года за последние 8 лет выросла с 58 до 74%. Показатель рентабельности капитала у региональных банков с универсальной лицензией, по данным ЦБ РФ, несколько ниже (11%), чем у банковского сектора в целом (13%), но по достаточности капитала несколько лучше: 14,5% против 12,6% по сектору в целом. Неумывакин отметил, что в российских нормативных документах в принципе отсутствует определение, что может относиться к региональным банкам.

Для изменения ситуации АРБ разработало ряд инициатив, в том числе и для соблюдения принципа конкуренции необходимо: ввести в банковское законодательство нормативное понятие «регионально значимый банк», представлять самостоятельным региональным банкам дополнительных преференций в целях государственной поддержки.

Под предлагаемое АРБ определение «региональный банк» подпадают банки, зарегистрированные не в Москве, которые не относятся к системно значимым кредитным организациям (СЗКО), не имеют претензий к текущей деятельности со стороны ЦБ (отнесение ко 2-й квалификационной группе и выше), а более 50% работающих активов банка используется на территории региона. Также важно наличие любого рейтинга из российского рейтингового агентства.

В числе мер по поддержке малых и средних банков АРБ предлагает автоматически включать эти банки во все федеральные программы на территории данного региона и право на обслуживание всех категорий клиентов без ограничений, а также принятие специальных форм надзора и регулирования, отличных от действующих для крупных банков и использование механизма докапитализации региональных банков посредством ОФЗ.

Вице-президент АРБ Неумывакин отметил, что с учетом обязательного наличия рейтинга РА для банков, предлагается снизить планку рейтинговой оценки от АКРА или РА «Эксперт» с -3 Б до +2Б, что автоматически удвоит количество банков, которые имеют доступ к участию в государственных программ и прекратит дебанкизацию. АРБ предлагает также дать возможность банкам право самостоятельного решения о целесообразности участия в сложных технологических проектах до внедрения специальной программы ИТ-поддержки с финансированием за счет федеральных институтов развития.

«Это помогает не менять саму систему, но опираться на здравый смысл. Исследование АРБ показывает, что рыночную конкуренцию региональные банки как раз выдерживают, и все препоны для их развития – искусственные. Мы видим, что в схожем с Россией федеративном устройстве региональные банки спокойно существуют в других развитых экономиках», - сказал вице-президент АРБ Павел Неумывакин.

 

Департамент общественных связей АРБ.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Совкомбанк откроет коворкинг с четырехдневной рабочей неделей на Алтае Совкомбанк масштабирует четырехдневную рабочую неделю и откроет новый коворкинг на Алтае летом 2024 года. О результатах такого эксперимента и дальнейших планах рассказала Надия Имаметдинова, HR-директор Совкомбанка, во время дискуссионной сессии «Культурный код устойчивого развития» на форуме «Горизонты устойчивости» Центра устойчивого развития СКОЛКОВО.Банк начал эксперимент с четырехдневной рабочей неделей в 2022 году в Турции для сотрудников бэк-офиса и ИТ-компании «Совкомбанк Технологии», позднее рабочее пространство было организовано в Сочи и масштабировано на все дочерние ком
Новикомбанк расширяет сотрудничество с МСП, вступая в ТПП по всей стране Опорный банк Госкорпорации Ростех усиливает сотрудничество с региональными Торгово-промышленными палатами по всей стране. С начала 2024 года филиалы Новикомбанка вступили в 20 Торгово-промышленных палат. Членство в ТПП открывает для финансовой организации дополнительные возможности прямого взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса, а предпринимателям помогает привлекать финансирование на выгодных условиях.Сотрудничество с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСБ) – одно из наиболее динамично растущих направлений деятельности Новикомбанка. Банк создает благоприятные усл
В СберСтраховании рассказали, как уберечь себя при непогоде Эксперты СберСтрахования подготовили памятку о том, как обезопасить себя и минимизировать риски во время непогоды на фоне сообщений о надвигающемся шторме. Синоптики прогнозируют 19 апреля в Москве и Центральной России 9-балльный шторм с порывами ветра до 25 м/с.Закройте окна и двери В первую очередь обезопасьте жильё. Через открытые окна проливной дождь зальёт квартиру. Вода может намочить вещи на подоконнике, повредить обои и стоящую рядом с окнами мебель.   Не менее опасный фактор — сильный ветер. Он способен распахнуть открытые окна настежь: при ударе о стену стёкла разоб
Как в Японии используют краудфандинг для инициативного бюджетирования Краудфандинг – это инструмент, который может быть использован для достижения самых разнообразных целей. Он позволяет людям объединять свои ресурсы для поддержки проектов, которые они считают важными и значимыми. Одним из направлений, где краудфандинг может быть успешно применен, являются урбанистические проекты.В данном случае хорошим синерестическим эффектом обладает тесная связь с инициативным бюджетированием. Инициативное бюджетирование – это одна из форм прямого участия граждан в управлении городскими ресурсами. Оно предоставляет жителям возможность выдвигать предложения по улучшению
Все корпоративные новости »