Публикуем выступление Андрея #Паршева на совместном заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике по теме «Как сбалансировать доходы государства, инвестиции и экономический рост?»:
Курс на реформы, взятый в нашей стране в 90-е годы, предусматривал в качестве важного элемента опору на привлечение иностранных инвестиций в производящие отрасли, причем предполагалось, что они выведут отечественное производство на мировой уровень качества и конкурентоспособности, с тем чтобы они, а не сырьевые отрасли, зарабатывали для страны валюту. За 30 лет реформ эта задача не была выполнена. Некоторое количество привлеченных иностранных инвестиций, РФПИ, в частности, их привлекает, ориентированы в основном не на производство, во-вторых, исключительно на эксплуатацию внутреннего российского рынка, то есть в конечном итоге на вывоз из страны в качестве прибыли той самой валюты, которая зарабатывается отечественными, в основном сырьевыми отраслями.
Если концепция не работает, она должна была бы быть отвергнута уже давно. Но по причинам неэкономического свойства она до сих пор в ходу. Но вообще-то говорится, что если ты заметил, что сидишь на дохлой лошади, то слезь с нее, и, в общем-то, неважно, отчего она сдохла.
Сейчас уже, в общем, всем очевидно, что основные источники инвестиций у нас внутренние, но беда только в том, что источники эти вроде бы задействованы бюджетом, а лишних средств в бюджете нет. Тем не менее, они все-таки есть. Возможно даже финансирование, как оказалось, внебюджетных трат. Например, недавно в послании Президента были объявлены экстраординарные меры социальной поддержки, и вы знаете, финансовые ресурсы для этого обнаружились.
Какие основные направления возможны? Речь идет о том, где брать деньги для инвестиций. Во-первых, возможен маневр бюджетными средствами на разных уровнях. О чем идет речь? Что сейчас принята такая тактика прямых инвестиций: просто берутся из бюджета деньги и инвестируются, тем же самым Фондом прямых инвестиций и еще некоторыми организациями. Но ведь возможен и другой способ, то есть снижение налоговой нагрузки на предприятия, и чтобы предприятия сами распоряжались этими средствами в инвестиционных целях. Да, есть такая опасность, что будет нецелевое использование. Этот вопрос просто надо решать, то есть одновременно со снижением налоговой нагрузки заключать инвестиционные контракты между предприятием и соответствующими инвестиционными органами, вот они тут у нас, кое-где, так сказать, напечатано, что это за органы.
Доступ к заемным средствам. Тут уже говорилось раньше, что наша банковская система подобна тому телефону, который сделал Старик Хоттабыч, из самого лучшего мрамора: он очень красивый, но только он не работает. Наша банковская система в инвестиционном плане именно такая. Почему? В уставе написано: «Извлекать прибыль». Нет, к сожалению, сейчас ни одного производства, которое сразу бы давало процент прибыли, соответствующий заемному проценту, просто его такого в природе не существует. Необходимо саму всю эту систему реформировать, и банки должны выступать в качестве соинвестора, это, в общем, очевидно.
И такой частный момент. У нас тут говорилось о том, что необходима система протекционизма.
Главным образом в таком в разрезе, то есть берется такая функция протекционистских пошлин, как защита своего производителя. Но ведь у этих пошлин, у повышенных пошлин есть еще и фискальная функция, то есть собственно получения денег. Мы это уже проходили в 90-е годы XIX века, когда знаменитый таможенный тариф, разработанный, в частности, Менделеевым, был внедрен. Оказалось, что таможенные сборы выросли, а не уменьшились, как предполагалось. Так вот, это опять-таки дополнительные деньги. Вполне возможно, что такая ситуация возможна и сейчас.
Тем не менее, мы подходим к одному, самому, наверное, существенному моменту. Оксана Генриховна сказала совершенно верно, что распечатывать кубышку рублевую – это совершенно то же самое, что просто производить эмиссию, никакой разницы нет. С валютной кубышкой немножко другая ситуация. Мы, как бы сказать, не можем эмитировать валюту. Так вот, дело-то в том, что все эти 30 лет наши в основном у нас идет отток капитала, десятки миллиардов долларов. По большому счету, у нас других ресурсов для инвестиций нет. Этот вопрос обязательно должен быть решен, и этот ресурс придется использовать.
Главная проблема при реализации протекционизма – это то, что при этом растут цены, к сожалению, для потребителя. Это политическая проблема. Но я надеюсь, что в современных политических условиях наши граждане поймут, что нам необходимо иметь собственное производство, иначе нас съедят. Спасибо за внимание.