#США – крупнейший в мире #импортер и второй крупнейший экспортер промышленных товаров. Торговый #баланс страны остается #дефицитным еще с начала 70-х годов прошлого века. Из-за продолжающейся торговой войны с Китаем и перебоев в международных торгово-производственных цепочках, вызванных пандемическим кризисом, торговый дефицит Штатов по итогам 2020 года достиг рекордной отметки – более 900 миллиардов долларов, и по итогам 2021 года может только вырасти, прогнозируют эксперты Coface – международной группы, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками.
Эксперты Coface прогнозируют, что американский ВВП, который в 2020-м сократился на 3,5%, к концу текущего года прибавит 5,7%. Это значит, что экономика Соединенных Штатов вернется на докризисный уровень уже этим летом, то есть значительно раньше большинства других развитых рынков. Отчасти такой быстрый посткризисный «отскок» объясняется беспрецедентными вливаниями бюджетных средств в экономику, призванными сгладить негативные последствия пандемического кризиса.
В марте Вашингтон одобрил очередной пакет мер государственной поддержки стоимостью 1,9 триллиона долларов, который окрестили «Планом спасения Америки». С учетом предусмотренных пакетом трат общая сумма антикризисных бюджетных расходов США составит 27% от ВВП страны – больше, чем на любом другом из развитых рынков мира.
При помощи прогностической модели, созданной на основе длительного наблюдения за колебаниями торгового баланса Штатов, аналитики Coface рассчитали, что после реализации этого почти двухтриллионного пакета и без того глубокий торговый дефицит страны может вырасти еще на 56 миллиардов долларов.
Фундамент торгового дефицита США – высокий внутренний спрос
Американский торговый дефицит объясняется высокими объемами импорта, необходимыми, чтобы удовлетворить внутренний спрос. С 2015 года в структуре торгового баланса Штатов стал снижаться дефицит по таким крупным статьям, как промышленные товары и материалы. По данным Управления энергетической информации США, в 2017 году страна стала чистым экспортером природного газа, в 2019 году – нефти и нефтепродуктов.
Торговая война между США и Китаем принесла неоднозначные результаты
В период президентства Дональда Трампа американские власти регулярно акцентировали внимание на том, что значительная доля торгового дефицита страны образуется за счет «дефицитной» торговли с Китаем – расчеты показывают, что за 2010-2020 гг. на него пришлось около 44% баланса. Несмотря на то, что вклад Китая в торговый дефицит США к настоящему моменту снизился с рекордной отметки 2018 года (420 миллиардов долларов), администрации Трампа не удалось выполнить одно из основных предвыборных обещаний – сократить общую величину торгового дефицита. К моменту окончания срока Дональда Трампа дефицит только вырос.
«В результате введения Вашингтоном импортных тарифов дефицит в торговле с Китаем в 2019 году сократился на 18%, однако почти три четверти этого объема компенсировалось ростом дефицита в торговле с другими странами, – отмечает Василий Чекулаев, генеральный директор Coface Россия. – Почти такое же положение дел наблюдалось и в 2020-м: торговая война с Китаем, во время которой протекционизм усилился во всем мире, принесла Америке неоднозначные результаты».
Роль торгового соглашения, заключенного между Вашингтоном и Пекином 15 января 2020 года, пока оценить трудно – пандемический кризис внес серьезные коррективы в планы правительств по всему миру. По итогам года Китай не выполнил цель по увеличению импорта американского сырья: из 159 миллиардов долларов, которые страна обещала потратить на него, фактически было вложено только 59%.
«План спасения Америки» обещает быстрое восстановление ВВП, но также и дальнейшее углубление торгового дефицита
После шока, обусловленного пандемическим кризисом, на американском рынке намечается еще один значительный макроэкономический сдвиг. Одобренный Вашингтоном «План спасения Америки» предусматривает меры господдержки экономики на общую сумму почти 1,9 триллиона долларов – это 9% от американского ВВП. Деньги будут потрачены в течение 10 лет, и треть из них пойдет на прямые вливания в экономику в 2021 году – в дополнение к 4 триллионам, выделенным еще в 2020-м.
Кампания по вакцинации населения от COVID-19 в Штатах продвигается рекордными темпами – к концу марта более 25% жителей получили по крайней мере одну дозу вакцины. В связи с этим аналитики Coface ожидают, что объемы спроса домохозяйств будут быстро восстанавливаться, благодаря чему ВВП страны по итогам 2021 года вырастет на 5,7%. Это означает, что экономика США одной из первых в мире вернется на докризисный уровень – на данным момент прогноз Coface предусматривает, что Штаты «отыграют» кризисные потери уже к середине текущего года.
Намечающийся бум личного потребления подстегнет спрос на импорт, в связи с чем торговый дефицит может вырасти до рекордных исторических значений. По прогнозам аналитиков компании, в результате реализации «Плана спасения Америки» он увеличится на 56 миллиардов долларов. В первую очередь дефицит может увеличиться в торговле с Мексикой, Германией, Южной Кореей, Бразилией и Индией.
«Совсем недавно администрация Джо Байдена также представила восьмилетний план по развитию инфраструктуры общей стоимостью около 2,3 триллиона долларов. Его влияние на рынок станет заметным позже, уже после окончания 2021 года, однако в связи с тем, что увеличение налогов, за счет которого план будет проспонсирован, будет происходить плавно в течение 15 лет, в ближайшие годы дополнительные траты приведут к росту бюджетного дефицита, а вместе с ним и к углублению дефицита торгового», – подчеркивает Василий Чекулаев.
От «Америка прежде всего» к «Америка вернулась»
Теперь, когда Джон Байден сменил Дональда Трампа на посту президента, внешняя политика Штатов входит в новую фазу. Если эра Трампа проходила под девизом «Америка прежде всего», что выразилось в усилении протекционизма и усугублении торговых конфликтов (особенно с Пекином), то президентство Байдена протекает под слоганом «Америка вернулась» – о значительной смене внешнеполитического курса говорят и предвыборные обещания, и первые шаги Байдена на новом посту.
В марте Вашингтон опубликовал новую повестку внешнеторговой политики, приоритетами которой станут налаживание отношений с другими странами, восстановление старых альянсов и возвращение Америке статуса мирового лидера.
С другой стороны, пока администрация Байдена не спешит менять достаточно жесткую позицию Штатов в отношениях с Китаем. Возможно, это прямое следствие намерения Вашингтона бороться со «злонамеренными и несправедливыми» торговыми практиками. Байден пока не отменил повышенные импортные тарифы на китайскую продукцию. Вероятно, что администрация президента-демократа намерена использовать их в качестве одного из рычагов давления в будущих переговорах с Пекином.