Мониторинг ОНФ: В 2020 году количество успешных случаев мошенничества выросло на 60%

A A= A+ 05.04.2021 Новости БД

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели #мониторинг сообщений о #мошенничестве в открытых источниках за год #пандемии. Анализ показал, что объем жалоб на телефонное мошенничество превысил максимум за всю историю наблюдений, а количество успешных для мошенников случаев, о которых пишут граждане, выросло за год на 60%. У клиентов российских банков украдено на 70% больше денег, чем в 2019 г., а доля социальной инженерии выросла до 80% от всех случаев мошенничества (67% в 2019 г.).

 

Более 600 тыс. сообщений с жалобами на действия мошенников в открытых источниках (сайтах, форумах, страницах и группах в соцсетях, опубликованных с 1 марта 2020 г. по 1 марта 2021 г.) проанализировали эксперты Народного фронта. Несмотря на возросшую активность мошенников, «средний чек» их атаки снизился на 8%. На новые сценарии мошенничества, появившиеся в 2020 г., приходится менее 3% от всего объема фрода (телефонного мошенничества).

 

Как отмечают эксперты Народного фронта в своем исследовании, во время пандемии и периода ограничений злоумышленники поставили рекорд по объему мошенничества, связанного с медициной. Также анализ показал, что мошенники стали в три раза чаще находить жертв в социальных сетях, а по телефону – в 2,7 раза. Женщины чаще становятся жертвами мошенников, чем мужчины, при этом самому высокому риску мошенничества подвергаются молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет.

«Несмотря на стабильно большое количество сообщений о случаях мошенничества в отношении людей старшего поколения, мы отмечаем, что злоумышленники все чаще обращают внимание на молодых людей, которые только начинают формировать свою финансовую историю. Молодежь больше склонна к авантюрному поведению, но при этом имеет довольно

поверхностные знания об инвестиционных инструментах и правилах их использования, – говорит Лазарева. – Вместе с тем самым прибыльным способом обмана оказались именно «инвестиции». Жертвам предлагают перевести деньги «в безопасную ячейку», потому что на банковский счет якобы идет атака и деньги срочно нужно перевести или это нужно сделать в целях ухода от налогообложения. В этом случае средняя сумма украденных средств составляет в среднем 45 тысяч рублей».

Эксперты Народного фронта выделили несколько основных схем, на которые жалуются пострадавшие. Так, мошенники присылают на электронную почту письмо, в котором говорится о «начислении социальных компенсаций» со ссылкой на «исполнительный приказ». Для получения мнимых выплат адресату предлагают ввести данные СНИЛС и другую информацию о себе. Письмо оформлено как сообщение с официального сайта «Госуслуг»: используются официальные логотипы, фирменный стиль, гиперссылки голубого цвета и похожий шрифт.

Также преступники рассылают письма со ссылками на фишинговые сайты, чтобы выманить у граждан данные банковских карт или заставить их перейти на зараженные сайты, имитирующие сайты известный организаций, таких как Министерство здравоохранения, Роспотребнадзор, Банк России, Всемирная организация здравоохранения, Пенсионный фонд и другие.

Встречаются схемы, выполненные с особым изобретательством. Через недобросовестных сотрудников финансовых учреждений злоумышленники получают базу клиентов с контактными данными и данными граждан, составляющими банковскую тайну. Далее мошенники с помощью виртуальной АТС выполняют подмену телефонных номеров подразделений МВД, финансовых организаций, банков и звонят «клиенту» с просьбой содействовать поимке злоумышленников, для чего просят либо сообщить cvc/cvv-коды, либо оформить кредит и перевести на нужный счет, чтобы таким образом предотвратить мошеннические действия и оказать помощь в проведении оперативных мероприятий.

«Как правило, данные о клиентах банков злоумышленники получают через недобросовестных банковских сотрудников или в результате утечки персональных данных из-за некорректно настроенной системы безопасности финансовых учреждений. Среди жалоб на утечки персональных данных чаще других банков упоминаются «Сбер», ВТБ, OTP, «Альфа», – уточнила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Мониторинг выявил и более свежие схемы. На телефоны граждан стали приходить SMS о неких «бонусах», для получения которых необходимо перейти по предоставленной ссылке, чтобы «подтвердить легитимность получения». Мошенники обещают при этом вызов в суд, если гражданин не перейдет по ссылке и не подтвердит «легитимность» получения «бонусов».

Если пользователь все же переходит по присланной ему ссылке, то попадает на фейковый ресурс какого-либо ведомства, при этом мошенники сразу получают доступ к желаемой информации. Кроме того, при вводе данных карты, куда должны якобы поступить «средства», мошенники получают полный доступ к счету жертвы. В итоге злоумышленники могут проводить любые операции.

Еще одна схема – ложные звонки «банка» об одобренном кредите. Для его закрытия предлагается оформить кредитный договор и перевести с него деньги на специальные служебные счета якобы для закрытия одобренного кредита.

Среди упоминаний о мошенничествах по-прежнему наиболее часто встречаются жалобы на звонки от имени «сотрудников службы безопасности банка», на ложную «материальную помощь от государства или правительства», которая сводится к фишингу платежных реквизитов, на упоминания «социальных компенсаций» или на имитацию «исполнительного приказа». Встречаются жалобы на ложные сайты запроса кредитных историй и фишинговые действия, маскирующиеся под запросы кредитных историй.

Как правило, при звонках применяется полный спектр приемов социальной инженерии, когда на жертву оказывается психологический прессинг и ее убеждают в необходимости неотложных действий. Злоумышленники манипулируют жертвами, играя на страхе потерять накопления («служба безопасности зафиксировала несанкционированный перевод»), страхе влезть

в долги перед банком по кредиту, которого не брали («на вас мошенники оформили кредит»), страхе остаться виноватым (звонок от полицейского «на вас заведено уголовное дело по заявлению Банка России»), жалости («я вам ошибочно отправил(а), верните пожалуйста») и желании заработать («для вас выгодное индивидуальное предложение по вкладу/брокерскому счету»).

 

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Российские венчурные игры прошли с участием Ассоциации краудфандинга Директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциация краудфандинга) Кирилл Косминский принял участие в работе жюри Российских венчурных игр - РВИ. Битва студенческих стартапов под эгидой Daily Challenge прошла 12 сентября 2025 года в Российской государственной библиотеке. Авторы проектов соревновались за главный приз в несколько десятков миллионов рублей.В прошедшем в начале сентября этапе РВИ принимали участие претенденты на призовое финансирование своих проектов в области технологий для креативных индустрий. Соискатели, эксперты и аналитики смогли окунуться в визионерский мир в
КАПИТАЛ LIFE признана лидером по числу долгосрочных накопительных договоров страхования жизни в России 10 сентября 2025 года в Москве состоялся V ежегодный форум «Будущее страхового рынка», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА» при поддержке Всероссийского союза страховщиков (ВСС).В рамках деловой части форума прошла панельная сессия, в которой приняли участие заместитель министра финансов России Иван Чебесков, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев, а также руководители крупнейших российских страховых компаний. Компанию КАПИТАЛ LIFE (ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни») представл
Продолжается прием заявок на Национальную банковскую премию – 2025 Редакция Национального банковского журнала (NBJ) и Ассоциация российских банков информируют о том, что продолжается прием заявок от номинантов Национальной банковской премии – 2025.Организаторами премии утверждены следующие номинации*: 1. Банковский продукт 2. Страховой продукт 3. Инвестиционный продукт 4. Социальный проект 5. За вклад в повышение финансовой грамотности 6. За повышение эффективности бизнеса 7. ИТ решение для банков 8. Информационная безопасность 9. За развитие цифровых и финансовых технологий в банковском бизнесе 10. Спецпроект 11. Импортозам
Югория стала спонсором Всероссийских соревнований по выездке и конкуру «Кубок Губернатора ХМАО-Югры» — 2025 С 3 по 8 сентября в Ханты-Мансийске состоялись Всероссийские соревнования по выездке и конкуру «Кубок Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». Гостей и участников поприветствовали директор Департамента спорта Югры Софья Конух и главный судья соревнований, судья всероссийской категории Светлана Дубовик.В турнире приняли участие 168 спортсменов из России и стран СНГ. Финальные выступления состоялись 6 и 7 сентября, чемпионом и обладателем Гран-при стал Богдан Васьковский. Спортсмены сражались в таких дисциплинах, как выездка и конкур. Всадники соревновались на 14 ма
Все корпоративные новости »