Экономический кризис, вызванный #пандемией COVID-19, по всем признакам обещал спровоцировать резкий рост числа #банкротств в #еврозоне. Несмотря на то что пока об итогах кризиса говорить преждевременно, парадокс очевиден уже сейчас: в 2020 году частота банкротств в Европе не только не выросла, но даже значительно упала, несмотря на глобальную рецессию. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании, управлении рисками и предоставлении бизнес-информации, считают, что эта позитивная динамика недолговечна и в этом году Европу и Россию может ожидать резкий всплеск «кризисных» банкротств.
История показывает, что экономические кризисы неизбежно приводят к росту частоты банкротств. Так, отмечается в исследовании Coface, например, в Германии в кризисном 2009 году число банкротств выросло на 11,6%, во Франции – на 20,4%. В 2020 же году, ознаменованном беспрецедентным охлаждением мирового рынка, частота банкротств в этих странах упала на 15% и 37,8% соответственно.
Разрыв между ожидаемой динамикой банкротств и реальной заставляет предположить, что на данный момент большинство банкротств являются отложенными, считают аналитики компании. И Европе, и России волну корпоративных банкротств удалось лишь отсрочить на какой-то период, но не предотвратить, говорят в Coface, и уже сейчас рынок полон нежизнеспособных компаний, банкротство которых – только вопрос времени.
Схожие тенденции наблюдаются в большинстве стран еврозоны
Во Франции, по оценкам Coface, число отсроченных корпоративных банкротств на сегодняшний день составляет более 22 тысяч, или 44% от общего числа банкротств в 2019 году. Такие выводы аналитики компании сделали, сравнив ожидаемое количество банкротств, полученное при помощи внутренней статистической модели, с реальной динамикой 2020 года.
На текущий момент эксперты ожидают, что эти банкротства реализуются до конца 2021 года, как и на большинстве других крупнейших рынков Европы. Согласно прогнозу Coface, в строительной промышленности Франции обанкротится около 8600 компаний, в розничной торговле – 1800, в обрабатывающей промышленности – 1500, в сфере b2b-услуг – 1200, в транспортном секторе – 800.
Несмотря на то что нанесенный кризисом урон сильно разнится от отрасли к отрасли, частота банкротств упала во всех основных рыночных секторах, причем даже в тех, которые были фактически «заморожены» на несколько месяцев. В некоторых секторах удар кризиса помогла смягчить госпомощь: так, по оценкам Coface, во Франции вливания из так называемого «Фонда солидарности» помогли сократить падение операционных результатов индустрии гостеприимства и общественного питания до 17%, тогда как без госпомощи просадка могла составить 109%. В Германии число «скрытых» банкротств составляет примерно 21% от общего числа банкротств в 2019 году, или около 3950. В начале пандемии Coface прогнозировала рост частоты банкротств в стране на 9% по итогам 2020 года, однако она упала на 15%. Такой результат по большей части явился следствием моратория на возбуждение процедур банкротства, принятого затем, чтобы дать мерам государственной поддержки время подействовать. Впрочем, даже несмотря на господдержку число банкротств в некоторых секторах немецкого рынка выросло по сравнению с докризисным 2019-м – в частности, в металлургии и автопроме.
В Испании предотвратить волну банкротств помогла программа государственного субсидирования выплаты зарплат для персонала тех предприятий, которым пришлось приостановить или ограничить деятельность из-за карантинных локдаунов и отправить сотрудников в вынужденные отпуска. По оценкам Coface, благодаря этой мере доходы бизнеса во втором квартале упали на 26%, тогда как без нее спад составил бы около 67%.
Впрочем, в одном секторе испанского рынка предотвратить резкий всплеск банкротств властям все же не удалось: речь о туристической индустрии, частота банкротств в которой во второй половине прошлого года выросла на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Число отсроченных банкротств в стране на сегодняшний день составляет около 1600, или 34% от числа банкротств в 2019 году.
В Италии, по оценкам Coface, насчитывается около 4100 отложенных банкротств (39% от общего числа банкротств в 2019 году).
Тревожные перспективы 2021 года
Не все отсроченные банкротства могут реализоваться в этом году, считают аналитики Coface. С начала 2021-го скорость реализации отсроченных банкротств будет напрямую коррелировать с темпами вакцинации и сроками окончания локдаунов. Очень многое будет зависеть от программ государственной поддержки в каждой конкретной стране – будут ли эти программы продлеваться, в каком объеме, будут ли новые, каким будет их фокус и так далее.
В России количество банкротств в 2020 году снизилось на 19,9% по сравнению с 2019 годом – до 9931 случая, а число введенных судами процедур наблюдения сократилось на 23,3%, или до 7775. «На отечественном рынке на сегодняшний день накопилось значительное число отсроченных банкротств, – говорит генеральный директор Coface Россия Василий Чекулаев. – Это можно объяснить введением временного моратория на возбуждение дел о банкротстве по инициативе кредиторов. На данный момент, несмотря на истечение срока моратория, мы не отмечаем всплеска банкротств, однако это не значит, что его не будет вообще. Если учесть, что в среднем дела о банкротстве в России рассматриваются около 5-7 месяцев, число банкротств на отечественном рынке может вырасти в третьем-четвертом квартале текущего года».