Сегодня мы можем говорить об IT-инфраструктуре любой бизнес-системы (страны, города, коммерческой компании или государственной организации) как об одном из главных факторов, обеспечивающих само существование данной системы. Не случайны образные сравнения IT-инфраструктуры предприятия с сердечно-сосудистой системой человека – это свидетельствует о том, что «здоровая» IT-инфраструктура обеспечивает непрерывную и отказоустойчивую работу всего предприятия в целом. Как представитель компании Tripp Lite – одного из ведущих разработчиков инженерных решений для поддержки и защиты IT-инфраструктуры предприятий самых разных отраслей – я понимаю, насколько верно такое сравнение.
Мы являемся свидетелями наступления новой эры – цифровой, которая приходит на смену эре информационной. Стремительное развитие цифровых технологий, компьютерного оборудования, программного обеспечения, формирование новых запросов бизнеса и конечных потребителей предъявляют жесткие требования к IT-компаниям, поскольку системы IT-инфраструктуры должны не только служить решению сегодняшних задач, но и быть готовыми к изменениям, как инновационным, так и кризисным, в будущем.
Безусловно, эпидемия COVID-19 стала серьезным вызовом для всех отраслей бизнеса, но при этом она сыграла роль драйвера в развитии комплекса аспектов, связанных с внедрением новейших технологий, – это научные и прикладные разработки, законодательные инициативы, финансовые инвестиции. Борьба с пандемией подтолкнула к цифровой трансформации целый ряд отраслей экономики, она многократно ускорила процессы модернизации IT-инфраструктуры.
Цифровые технологии позволяют повышать операционную эффективность, оптимизировать работу и сокращать издержки, они находят применение в самых разных областях экономики, и прежде всего это касается банковской сферы как одной из самых технологичных отраслей. Решения на основе платформ IoT и Big Data, облачных технологий, искусственного интеллекта, голосовой и визуальной биометрической идентификации, иммерсивных технологий VR, AR и MR, блокчейна, робо-эдвайзинга внедряются многими российскими банками и служат для обеспечения эффективности работы банковских систем с целью укрепления конкурентоспособности и наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Практически ежедневно мы узнаем о важных для бизнеса и людей результатах исследовательских и практических работ, в первую очередь это касается актуального для всех сегодня COVID-tech. Следует особо отметить крайне важный момент – банковский бизнес не является просто потребителем или даже просто заказчиком готовых технологичных продуктов, напротив, он находится в авангарде работы по прогнозированию, разработке и внедрению таких систем, которые актуальны сегодня либо будут востребованы уже завтра. Бизнес- и IT-стратегии сразу нескольких российских банков предполагают работу в направлении технологий будущего. Компания Tripp Lite с момента своего создания в далеком 1922 г. также непрерывно следует курсу на разработку и создание инновационных решений.
Постоянно меняющиеся, правильнее сказать – возрастающие, потребности клиентов, клиентский запрос на получение индивидуального сервиса – это еще один из актуальных вызовов.
Управление клиентским опытом в настоящее время является парадигмой в сфере построения выгодных долгосрочных отношений с клиентами. Внедрение различных цифровых сервисов и приложений позволяет лучше анализировать потребности с дальнейшим формированием индивидуальных уникальных предложений для потребителей услуг. В данном контексте непременно следует упомянуть об одном из последних трендов – создании бизнес-экосистем, ярким примером чему служит появление экосистемных банков, в том числе и в России.
Основой для цифровой трансформации компании, внедрения любых цифровых технологий служит модернизация и оптимизация IT-инфраструктуры, которая безусловно должна отвечать своим базовым принципам:
а)соответствие целям и задачам бизнеса;
в) обеспечение доступности, надежности, безопасности сервисов;
с) гибкость, управляемость, масштабируемость для быстрой адаптации к изменениям;
d) высокое качество продукции.
При разработке аппаратных средств и программных продуктов Tripp Lite наряду с другими IT-компаниями осознает, что именно от соответствия названным параметрам зависит надежность и отказоустойчивость работы организации в целом.
В текущем году настоящей проверкой на способность к быстрым изменениям для большинства организаций и, соответственно, для IT-инфраструктур данных организаций, стала необходимость перевода большого числа сотрудников на удаленную работу – требовалось в оперативном порядке обеспечить цифровые сервисы «удаленки». Банковский бизнес, крайне чувствительный к таким критериям, как высокая скорость передачи данных, сохранность и безопасность данных, должен был модернизировать свои IT-инфраструктуры, обеспечивая работу и взаимодействие центральных офисов, филиалов и домашних офисов с учетом этих критериев.
Стратегия IT-инфраструктуры любой организации, и особенно это касается банков, должна предусматривать непрерывную работу над обеспечением информационной безопасности, сопровождающуюся постоянно обновляемыми технологическими и техническими решениями. С развитием цифровых технологий вопрос кибербезопасности стоит крайне остро. Основные цели киберпреступников – персональные данные клиентов, финансовые средства, дезорганизация работы банков. Опыт показывает, что кибератаки – это не разовые «акции», это ежедневная битва, которую должны вести соответствующие банковские структуры.
Помимо информационной безопасности IT-инфраструктура должна обеспечивать непрерывность работы критически важных систем банка. Именно грамотные инженерные и программные решения, начиная с подключения электропитания и его защиты от сбоев, во многом определяют работоспособность и отказоустойчивость как отдельных технологических платформ IT-инфраструктуры (компьютерного и телекоммуникационного оборудования, серверов, систем хранения и резервного копирования данных, ЦОД), так и всей системы в целом. Оборудование для электроснабжения и бесперебойного питания требуется на всех этапах функционирования банка – при непосредственном и дистанционном взаимодействии с клиентами, осуществлении финансовых операций в любых формах и с любых типов устройств, обеспечении информационной, физической, пожарной безопасности. На каждой из указанных стадий решения для инженерной инфраструктуры, разработанные Tripp Lite, обеспечивают защиту IT-оборудования от сбоев в работе, а также сохранность данных в критических ситуациях.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются финансовые организации при внедрении новейших технологий, – это кадры. Специалисты должны обладать соответствующими знаниями и навыками, но, поскольку развитие технических и технологических решений происходит с огромной скоростью, то учиться, получать новые знания приходится, как говорится, в горячем режиме, причем процесс получения знаний должен быть непрерывным. Именно поэтому важны комплексные обучающие программы разработчиков технического оборудования и программного обеспечения для специалистов банков, занимающихся внедрением цифровых решений.
Сотрудничество IT-компаний и банковских организаций выгодно обеим сторонам. Банки получают квалифицированных консультантов по выбору наиболее эффективных решений, а также ответственных лиц, гарантирующих качество поставляемых продуктов и услуг. IT-компании, в свою очередь, получают из первых уст информацию о потребностях бизнеса и понимают, как совершенствовать предлагаемые продукты.
Безусловно, успешная разработка и внедрение IT-решений невозможны без партнерства. Именно взаимовыгодное партнерство, основанное на профессиональном уважении и личном доверии, может принести желаемые результаты. Сегодня, в эпоху «цифры», хорошая репутация партнеров важна как никогда, поскольку именно с такими партнерами можно строить долгосрочные, «безопасные» и ответственные отношения. На банках, как и на медицинских организациях, лежит повышенная социальная ответственность: перед акционерами и государственными органами, перед миллионами людей, их близкими. Именно с этих позиций Tripp Lite и рассматривает принципы сотрудничества c клиентами. И это не просто красивые слова, это требование сегодняшнего дня, поскольку только такой подход помогает адекватно отвечать на постоянно возникающие вызовы как в настоящем, так и в будущем.