Как развивается рынок бизнес-карт в России: исследование Frank RG

A A= A+ 27.08.2020 Новости БД

В России рынок #карт для бизнеса растет кратно последние три года (и по объему, и по количеству транзакций). По оценке Frank RG, в 2019 году предприниматели провели 316,2 млн. операций по #бизнес-картам на сумму 4,3 трлн рублей. Такие данные содержит наше новое исследование «Российский рынок бизнес-карт 2020».

На развитие рынка бизнес-карт влияют следующие факторы:

Рост #транзакционной активности российского бизнеса в целом в 2017-2019 годах. По оценке Frank RG, в 2019 году объем b2b-транзакций увеличился почти на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Банки увидели в бизнес-картах продукт, на котором можно заработать. Для банков это источник комиссионного дохода, способ повысить транзакционную активность клиента и получить больше данных для клиентского профиля.

Появление большего количества случаев, когда оплата картой является единственным доступным способом оплаты: различные маркетплейсы, покупка рекламы (например, в соцсетях) или программного обеспечения (аккаунты Zoom, Slack, облачные сервисы и прочее).

Сегмент бизнес-карт развивается быстрее, чем развивался рынок розничных банковских карт. У людей уже сформирован паттерн использования карты для оплаты товаров и услуг. Карты для бизнеса, как платежный инструмент, очень похожи на предложения для граждан: форм-фактор, механика оплаты, программы лояльности. Одна из самых востребованных клиентами опций для бизнес-карты – это возможность привычной бесконтактной оплаты (PayPass, Apple Pay, Google Pay).

Несмотря на рост объема операций, оплата бизнес-картами занимает менее 1% в общем объеме b2b-транзакций в России. Эта доля существенно ниже, чем, например, в США, где еще три года назад около 4% расчетов между компаниями проводилось при помощи бизнес-карт. В Европе и Великобритании оплата картами также более распространена, чем в России.

Бизнес-карты — удобный инструмент для взаиморасчетов, но его использование во многом определяется:

  • законодательством (в частности, важно, насколько прост учет таких операций)
  • развитием b2b-эквайринга, возможности приема карт к оплате

В России ИП могут использовать карты как для бизнеса, так и для личных нужд, предприниматели не обязаны отчитываться за расходы. Но компании должны следить за целевым использованием средств по карте, готовить авансовые отчеты и собирать чеки. За последние 2-3 года бухгалтеры уже научились отражать такие операции в отчетности, однако прием карт к оплате в b2b-сегменте недостаточно распространен. Часто у бизнеса нет контрагентов, с которыми можно было бы рассчитаться по карте. Также возникают сложности с получением от продавца необходимых для бухгалтерии документов при оплате бизнес-картой.

В рамках исследования мы выделили ряд особенностей рынка бизнес-карт в России:

До 80% активных пользователей бизнес-карт формируют микро и малые предприятия. Основной пользователь бизнес-карт – индивидуальный предприниматель. Самые популярные категории трат: топливо, АЗС; food retail, супермаркеты и гипермаркеты; строительные товары, DIY; реклама в интернете, подписочные и облачные сервисы. До пандемии travel также входил в десятку лидеров, но в текущей ситуации командировочные расходы у бизнеса сократились почти до нуля.

В России наиболее распространены именные дебетовые карты, имеющие свой отдельный карточный счет. Дебетовая карта становится must have в предложении каждого банка, обслуживающего малый и микробизнес.

Кредитная карта — это продукт, который может стать новым драйвером рынка бизнес-карт. Пока продукт не сильно распространен на рынке, так как банки видят трудности в процедуре скоринга клиентов и модели доходности продукта (она отличается от классического кредита). Впрочем, половина опрошенных Frank RG экспертов считают кредитные карты для бизнеса перспективным направлением.

Основной тренд в 2020 году – виртуальные карты. Выпуск таких карт позволяет сократить расходы банка и сделать этот процесс удобнее для клиента (пользоваться картой можно сразу, без ожидания и визита в офис). Распространение виртуальных карт отвечает общему тренду по цифровизации — банковский сервис помещается у предпринимателя в смартфоне.

Глобально вектор развития рынка бизнес-карт определяют законодательство и технологии. Рассмотрим подробнее эти два фактора.

Законодательство. Рынок сильно зависит от требований регулятора и законодательных норм в части учета транзакций по бизнес-картам.

К примеру, упрощение процедуры бухучета карточных платежей снимет ряд барьеров. Сейчас есть сложности: нужно собирать чеки, хранить их, а бухгалтер не может учитывать операцию по бизнес-карте в одной «проводке».

В рамках существующего законодательства в части идентификации клиентов нереально вывести на рынок популярный в других странах продукт – предоплаченные карты для бизнеса.

Требования к процедуре скоринга заемщиков-компаний влияют на распространение кредитных бизнес-карт. Смягчение законодательства в этой части может дать новый толчок развитию рынка карт для бизнеса.

Еще одна угроза для рынка карт в целом — это потенциальное регулирование эквайринговых комиссий. Розничные банки уже предупреждали о негативном влиянии ограничения тарифов на программы лояльности по картам для граждан. Те же риски существуют и для сегмента бизнес-карт.

Государство держит курс на обеление бизнеса: финмониторинг уделяет особое внимание операциям компаний с наличными средствами. Бизнес-карта – это еще один инструмент, позволяющий предпринимателю упростить переход на безналичные расчеты. Поэтому изменения в законодательстве, упрощающие использование бизнес-карт, выгодны не только бизнесу, но и государству.

Технологии.

 Развитие технологий может как улучшить клиентский опыт использования бизнес-карт, так и сократить долю операций по картам и способствовать бОльшему распространению других платежных инструментов.

Автоматизация бухучета, упрощение интерфейса в интернет-банке (например, в части отображения назначения платежей по карте) и подобные улучшения могут повысить удобство использования бизнес-карт для расчетов.

Появляются финтех-решения для упрощения переводов по реквизитам банковского счета (b2b-инвойсинг, «безопасная сделка», «холдирование» средств и прочее) – это делает клиентский путь почти таким же коротким, как и при карточном платеже. В течение года ожидается запуск Системы быстрых платежей ЦБ в b2b-сегменте. От того, как будет реализовано и внедрено на рынок это решение, зависит переток части объема платежей бизнес-картами в этот сегмент.

Прогнозы.

Сейчас на рынок влияет, с одной стороны, цифровизация (как реакция граждан и банков на пандемию). С другой стороны, снижение бизнес-активности предпринимателей из-за экономического кризиса.

При этом бизнес-карта становится неотъемлемой частью комплексного предложения банков для бизнеса, особенно в сегменте МСБ. Некоторые участники рынка планируют запуск бизнес-карт в ближайшее время. Бизнес-карта может быть ключом к дополнительным сервисам (партнерские программы, идентификация и прочее).

Мы оценили потенциал рынка карт в сегменте МСБ: карточные платежи могут составить до 20-30% от оборота микро и малого бизнеса. Это произойдет при условии восстановления экономики и роста бизнес-активности.

Автор — проектный лидер Frank RG Анастасия Чувило

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости

Сравни определил финтех-лидеров 2025 года 30 мая 2025 года, Москва — Финансовый маркетплейс Сравни подвел итоги III Премии Сравни, призванной отметить лидеров и новаторов в сфере финансов и страхования. Торжественная церемония награждения состоялась 29 мая 2025 года в Москве и собрала представителей крупнейших российских финтех-компаний.Финансовый маркетплейс назвал лучшие банки, МФО и страховые компании. В 2025 году Премия Сравни была вручена в 18 номинациях, охватывающих как банковские и страховые продукты, так и технологические решения для малого и среднего бизнеса, микрофинансовые сервисы и онлайн-образование. Концепция &ld
НОВИКОМ начал сотрудничество с ФРП Якутии НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» - центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) впервые разместил на депозитных счетах средства Фонда развития предпринимательства (ФРП) Республики Саха (Якутия). Вклад в размере 240 млн рублей открыт на три месяца. Сделка состоялась в рамках подписанного в апреле 2025 года Генерального депозитного соглашения.Размещение временно свободных средств на банковском депозите помогает организациям оптимизировать управление финансовыми активами, обеспечивает сохранность денежных средств и приносит дополнительный доход. В результате ФРП Якутии нарастит
Генеральный директор КАПИТАЛ LIFE Евгений Гуревич получил награду ВСС за развитие страхования в России и рассказал о развитии клиентской ценности программ страхования жизни 27-28 мая 2025 года в Москве состоялась XX Юбилейная международная конференция по страхованию «Устойчивый рост – миссия выполнима», а также съезд участников Всероссийского союза страховщиков (ВСС).В рамках съезда участников ВСС прошла церемония награждения представителей страхового сообщества, внёсших особый вклад в развитие страхования в России. Данной награды был удостоен генеральный директор компании КАПИТАЛ LIFE (ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни») Евгений Гуревич. Награду вручил Президент ВСС Евгений Уфимцев. Ключевыми темами для обсуждения на ХХ Международной конференции
Уточнена дата проведения II Конференции регулирования и развития «Инвестиции на Платформах, Финансы на Маркетплейсах - 2025» II Всероссийская конференция регулирования и развития «Инвестиции на Платформах, Финансы на Маркетплейсах 2025» - ИПФМ’25 - пройдёт 23 октября 2025 года в Москве.В Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциации краудфандинга) прокомментировали ранее принятое решение о переносе этого важного события на рынке высокотехнологичных инвестиционных сервисов и цифровых финансовых маркетплейсов. «Мы стремимся к тому, чтобы развивать ИПФМ’25 как общенациональную площадку с международным участием по обмену самыми актуальными идеями и опытом в области развития и эффективного регу
Все корпоративные новости »