По данным 3 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 1 квартале 2025 года было выдано автокредитов на сумму 236,4 млрд. руб. или на 57,8% (или в 2,4 раза) меньше, чем за аналогичный период прошлого года (в 1 квартале 2024 года – 560,7 млрд. руб.) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика выдачи автокредитов в 2024-2025 гг., в млрд. руб.
Что касается среднего значения Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам, то оно составляет 685 балла (минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов) (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщиков в зависимости от размера автокредита
Наибольший объем выданных автокредитов в регионах РФ в 1 квартале 2025 года был отмечен в Москве (23,2 млрд. руб.), Московской области (19,7 млрд. руб.), Санкт-Петербурге (13,1 млрд. руб.), Краснодарском крае (12,5 млрд. руб.) и Республике Татарстан (11,6 млрд. руб.).
Стоит отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1 квартале 2025 года самую серьезную динамику сокращения объемов выданных автокредитов (среди 20 регионов-лидеров в данном виде розничного кредитования) продемонстрировали Ростовская (-63,5%), Новосибирская (-60,1%) и Кемеровская (-59,0%) области, а также Санкт-Петербург (-58,8%) и Москва (-57,4%). В свою очередь наименее существенное сокращение объемов в топ-20 регионов было зафиксировано в Самарской области (-45,0%), Пермском крае (-45,5%), а также в Оренбургской (-46,6%), Нижегородской (-47,1%) и Волгоградской (-51,7%) областях (Таблица 1).
«Падение выдачи автокредитов в 1 квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора во второй половине 2024 года, - отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – В наступившем году тенденция по сокращению выдачи автокредитов продолжилась. Помимо названных причин снижению объемов выдачи автокредитов и ее количественному сокращению способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны».