Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязует банки и микрофинансовые организации (МФО) выдавать клиентам потребительские кредиты с отсрочкой продолжительностью минимум 4 часа для сумм от 50 до 200 тыс. руб. и 48 часов при займе свыше 200 тыс. руб. Авторы документа – группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Законопроект направлен на противодействие мошенническим схемам по хищению денежных средств с использованием методов социальной инженерии. Отсрочка в выдаче кредита даст человеку время обдумать свои действия, посоветоваться с близкими и предотвратит поспешные и необдуманные действия под воздействием манипуляторов, отметил Анатолий Аксаков. Исследования показывают, что уже четырех часов человеку бывает достаточно для того, чтобы трезво оценить ситуацию.
Предусматривается, что Банк России сможет менять требования к «периоду охлаждения» или вовсе не устанавливать его для добросовестных кредиторов, которые эффективно реализуют антифрод-мероприятия.
Помимо «периода охлаждения» вводится ограничение на зачисление на банковский счет через вновь токенизированную (цифровую) карту сумм свыше 50 тыс. рублей. Отсрочка составит 48 часов с момента выпуска карты. Эта мера позволит перекрыть основной канал хищения денег, указывает Анатолий Аксаков.
Законопроект предусматривает ускорение обмена информацией между кредиторами и бюро кредитных историй – он должен будет проходить в режиме реального времени. Сейчас на это может уходить до двух дней, а, как известно, мошенники стремятся убедить жертв оформить множество кредитов в короткий срок, пока информация не поступила в базы данных, обратил внимание Анатолий Аксаков.
Дополнительные требования вводятся для МФО: они должны разработать внутренний регламент по противодействию выдачи кредита без добровольного согласия заемщика, им также надлежит зачислять деньги исключительно на счет самого заемщика. Для более эффективной борьбы с мошенниками МФО получат доступ к базе данных о неправомерных транзакциях.
Наконец, уполномоченный представитель Банка России в кредитной организации будет вправе запрашивать информацию о пресечении мошеннических действий, на основании которой будет оцениваться эффективность антифрод-мероприятий.