25 октября Банк России повысил ключевую ставку на 2 п.п. до 21%, тем самым побив рекорд марта 2022 года и последних двух десятилетий. Решение оказалось жестче нашего базового прогноза (20%) и ожиданий большинства аналитиков (20%). При этом, как и в июле, сам факт повышения ключевой ставки дополнен максимально жестким сигналом: Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании.
Новый прогноз ЦБ средней ключевой ставки с 28 октября до конца года составляет 21-21,3%, это означает, что на ближайшем декабрьском заседании ставка может быть повышена до 23%. Прогноз средней ключевой ставки на 2025 год повышен с 14-16% в июле до 17-20%. То есть он стал даже выше, чем в прежнем проинфляционном сценарии ЦБ на 2025 год (16-18%). Прогноз на 2026 год сдвинут вверх с 10-11% до 12-13%, но в 2027 году ЦБ по-прежнему надеется прийти со средней ключевой ставкой, соответствующей ее долгосрочной нейтральной оценке (7,5-8,5%).
Прогноз роста ВВП не изменен: 2024 год — 3,5-4%; 2025 год — 0,5-1,5%; 2026 год — 1,0-2,0%; 2027 год — 1,5-2,5%. На 2024 год существенно повышены прогнозы роста денежной массы (17-20% против 12-17% в июльском прогнозе) и роста кредитования, особенно корпоративного.
Какие аргументы своего решения приводит ЦБ?
«Инфляция складывается существенно выше июльского прогноза Банка России. Продолжают увеличиваться инфляционные ожидания. Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита федерального бюджета в 2024 году имеют проинфляционные эффекты. Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания». В новом прогнозе ЦБ не только существенно повысил прогноз инфляции на конец 2024 года — до 8-8,5% с 6,5-7% в июльском прогнозе, но и фактически признал, что задача достичь таргета по инфляции (4%) недостижима в 2025 году. Ее срок вновь перенесен на 2026 год. «По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,5–5,0% в 2025 году, 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем».
- ЦБ по-прежнему считает, что замедление роста экономики по сравнению с I полугодием 2024 года в основном связано с нарастанием ограничений на стороне предложения, включая снижение доступности свободных производственных мощностей и трудовых ресурсов. Внутренний спрос поддерживается ростом кредитования и доходов населения и бизнеса, а также увеличением бюджетных расходов. Как и прежде, утверждается, что отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным.
- Жесткость рынка труда. «Безработица сохраняется на исторических минимумах. Дефицит трудовых ресурсов нарастает в широком круге отраслей. Рост заработных плат продолжает опережать рост производительности труда».
- Денежно-кредитные условия ужесточились, но недостаточно. «Завершение с 1 июля безадресной льготной ипотеки, рост ставок и ужесточение макропруденциальной политики привели к охлаждению розничного кредитования. Темпы роста корпоративного кредитования, напротив, остаются высокими из-за значимого вклада менее чувствительных к рыночным ставкам операций. В результате общий кредит экономике по-прежнему растет высокими темпами».
В ЦБ отмечают, что для возвращения инфляции к цели и ее стабилизации вблизи 4% потребуется значительно более высокая среднесрочная траектория ключевой ставки, чем прогнозировалось в июле.
По мнению ЦБ, на среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных. Основные риски связаны с сохранением высоких инфляционных ожиданий и отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, а также с ухудшением условий внешней торговли.
Новый прогноз ЦБ предполагает высокую вероятность дальнейшего повышения ключевой ставки до конца года и ее весьма медленное снижение в 2025 году. С учетом прогнозируемой средней инфляции (2024 год — 8,2-8,4%, 2025 год — 6,1-6,8%), реальная ключевая ставка прогнозируется в 2025 году выше 10%, что очень много. Мы писали, что частные компании без большой финансовой «подушки» и связи с государством могут не пережить длительный период высоких процентных ставок, однако уже и со стороны ОПК звучат опасения. На днях глава Ростеха Сергей Чемезов заявил, что высокая стоимость денег — «серьезный тормоз для дальнейшего роста промышленности».
Напряженность ситуации связана с тем, что ЦБ приходится компенсировать все более жесткой ДКП те проинфляционные факторы в экономике, которые находятся вне зоны его контроля. Риск состоит в том, что заградительно высокий уровень ключевой ставки в сочетании с повышением налоговой нагрузки на бизнес с 2025 года может привести к сокращению частных инвестиций, а возможно, и закрытию части бизнеса. Это может негативно повлиять на будущее предложение и развитие экономики и увеличить риски рецессии или стагфляции.