Комментарий М.В. Ершова, д.э.н., директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов
После очередного повышения ключевой ставки Россия входит топ-пять стран по уровню реальной ставки (т.е. с поправкой на инфляцию). Россию по реальной ставке центрального банка опережают Венесуэла, Йемен и Либерия.
Ставка в России стала еще выше, чем средняя рентабельность производства. Это естественно снижает возможности предприятий привлекать финансовые ресурсы и эффективно развиваться. В результате этого тормозится предложение товаров и услуг в экономике и как следствие экономический рост в целом. Уже не раз говорилось, что повышение ставок ведет к росту цен (тем более в санкционных условиях, когда нет более дешевых альтернатив финансирования).
Для того, чтобы эффективно использовать инструмент процентных ставов для противодействия инфляции, необходимо четко понимать какая доля в инфляции монетарная, а какая немонетарная. И какая роль валютного курса в инфляции. (По оценкам ЦБ, половина прироста цен иногда было вызвано девальвацией рубля). Хотелось бы узнать оценки регуляторов по этим вопросам. Когда будут ясны цифры по монетарной инфляции, тогда будет понятно, какими рычагами в таких условиях лучше пользоваться. Требуются более тонкие инструменты, а иначе можно задавить весь экономический рост, и тогда инфляция тоже будет минимальна. Отсутствие рабочей силы, о чем все чаще говорят, действительно может тормозить рост предложения в экономике, но высокие ставки эту проблему еще больше усугубляют.
Более того, Банк России продолжает повышать ключевую ставку в условиях, когда центральные банки почти всех ведущих стран перешли к их снижению. Первым начал центробанк Швейцарии, далее уже несколько раз снизил ставку регулятор Канады, далее ЕЦБ и ФРС США. Причем у последнего снижение было сразу на 50 б.п. А развивающиеся страны перешли к снижению ставок еще раньше. Все это создает более благоприятные условия конкуренции для их бизнеса. Также повышение ставки расширяет возможности для операций т.н. керри-трейд даже в санкционных условиях (в т.ч. через участие посредников из третьих стран). В результате российским регуляторам могут потребоваться уже другие формы регулирования. В целом операции керри-трейд повышают волатильность валютного рынка, что будет способствовать росту цен. А также снизит привлекательность рубля как валюты в международных расчетах.
ЦБ РФ фиксирует разрыв между расширением спроса и возможностями наращивания предложения. При этом рост ставок не сильно влияет на снижение спроса. Что касается предложения, то оно от повышения ставок тормозится более ощутимо. Уже фиксируется снижение длинных кредитов, которые нужны для инвестиций. Кредиты привлекаются все чаще на короткий срок для финансирования текущих расходов. В результате разрыв между наращиванием спроса и предложения будет усиливаться. Это естественно будет создавать условия для повышения цен. И затруднится формирование т.н. «экономики предложения» в целом.
После повышения ключевой ставки российский фондовый рынок упал, т.к. не может дать столь же высокую доходность, а фондирование становится более дорогим. Поэтому решение задачи удвоения капитализации российского фондового рынка к 2030 году (о чем говорил Президент РФ) может тормозиться. После снижения ФРС США ставки на 50 б.п. 19 сентября американский фондовый рынок возрос. Рынок понимает, что фондирование удешевляется, расширяя в результате возможности для экономического роста.
Поэтому эффект от повышения ставки в РФ в нынешних условиях представляется неоднозначным.