Ассоциация менеджеров представила результаты нового исследования, целью которого стало – оценить активность российских компаний в части внедрения и использования цифровых технологий, а также процесса перехода на отечественные IT-решения. В опросе приняли участие более 150 предприятий с выручкой от 1 млрд рублей.
По данным исследования Ассоциации менеджеров, 90% российских компаний уже активно используют различные российские цифровые разработки в своих бизнес-процессах. В числе IT-решений, которые внедряются в организациях, на сегодня лидируют – системы автоматизации бизнес-процессов (56%), цифровые экосистемы (44%), технологии искусственного интеллекта (39%), цифровые двойники продуктов и инфраструктуры (22%). Чуть меньшую долю занимают такие технологии, как робототехника и сенсорика (6%), а также технологии по сбору и обработке данных (6%). Вопрос предполагал множественный выбор вариантов ответов.
При этом 4% опрошенных Ассоциацией респондентов отметили, что не планируют вовсе внедрять отечественные цифровые решения в своих организациях.
В ходе исследования более половины (55%) российских компаний также заявили, что не испытывают никаких сложностей при переходе на отечественные разработки. 40% компаний сообщили, что процесс перехода является затруднительным, а 5% воздержались от ответа.
Чаще других среди проблем и вызовов цифрового перехода участники называли отсутствие полноценных внутренних аналогов иностранных ИТ-решений, применяемых в бизнесе (55%), высокую стоимость национального ИТ-продукта (50%), а также отсутствие совместимости отечественных IT-решений с оборудованием, установленным в компании (35%). Вопрос также предполагал множественный выбор вариантов ответов.
При этом дефицит требуемых бизнесу IT-решений неоднороден в различных отраслях. Больше всего нехватка полноценных российских аналогов зарубежных IT-продуктов отмечается в промышленной сфере – 50%, в информационных технологиях – 45%, в производстве потребительских товаров – 40%. Сфера банков, финансов, инвестиций и страхования в меньшей степени испытывает трудности в связи с уходом иностранных разработчиков ПО, на их долю проходится 35% ответов. Слабее всего нехватка зарубежного софта отражается на предприятиях сферы архитектуры, строительства и торговли (в среднем по 15%). Вопрос предполагал множественный выбор вариантов ответов.
При этом более половины (55%) опрошенных Ассоциацией менеджеров компаний настроены оптимистично и считают, что дефицит российского ПО и IT-решений исчезнет через три года или чуть более, 10%, что успешное импортозамещение произойдет уже через два года. Четверть опрошенных (25%) затруднились давать какие-либо прогнозы по срокам устранения дефицита, а 10% считают, что он не исчезнет вовсе.
Также в ходе исследования опрошенные Ассоциацией менеджеров компании поделились планами по внедрению цифровых технологий в организациях в ближайшем будущем. В числе решений, которые планируют внедрить российские компании, были названы беспилотные системы – 15% (наземный транспорт), виртуальная и дополненная реальность – 20%, искусственный интеллект – 25%, цифровые экосистемы – 25%, системы автоматизации бизнес-процессов – 30%, технологии сбора, обработки, анализа больших данных – 30%.
На вопрос «Исчезнет ли, в принципе, дефицит полноценных российских аналогов зарубежных IT-решений», 60% респондентов ответили утвердительно, 30% считают, что дефицит скорее не исчезнет и 10% затруднились с ответом
Методология исследования: В исследовании приняли участие топ-менеджеры, в том числе директора по информационным технологиям, цифровой трансформации, директора по развитию из 150 российских компаний в возрасте от 35 до 65 лет. Опрос проходил посредством электронного анкетирования с 27 мая по 14 июня 2024 года. Респондентам предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенного списка.
Сферы деятельности опрашиваемых организаций: IT, медиа- и телекоммуникации, промышленность, профессиональные услуги, коммерческие банки, финансовый сектор, инвестиции и страхование, медицина и фармацевтика, строительство и девелопмент, транспорт и логистика, ритейл и потребительские товары (FMCG), торговля и потребительский сервис.