Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой 9 июня 2021 г. (далее – Закон).
Одним из инициаторов изменений в законодательство выступила Национальная финансовая ассоциация. Целью разработки Закона стала эффективная реализация принятых Россией в рамках G20 обязательств в части введения обязательного маржирования (первоначального обеспечения) для внебиржевых производных финансовых инструментов (ПФИ), в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг. В связи с этим в Законе закрепляются полномочия Банка России по установлению соответствующих требований в части обеспечения обязательств из договоров, являющихся ПФИ.
Закон также направлен на совершенствование регулирования обеспечительного платежа при заключении сделок ПФИ (титульное обеспечение, при котором право собственности на предмет обеспечения (денежные средства или ценные бумаги) переходит к принимающей стороне). Эти поправки имеют большое значение для развития рынка ПФИ в России и расширяют возможности хеджирования рыночного риска, прежде всего, для российских компаний и банков.
Наряду с титульным обеспечением в Законе для предотвращения рисков снижения активности заключения сделок ПФИ с иностранными контрагентами определены особенности прекращения обязательств из договоров о предоставлении обеспечения без передачи права собственности на предмет обеспечения, если предоставление обеспечения является обязательным условием для заключения ПФИ.
Одновременно внесены корреспондирующие поправки в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «О банках и банковской деятельности». Эти поправки направлены на приведение российского законодательства в соответствие с требованиями иностранного регулирования, принятого другими государствами во исполнение их обязательств в рамках G20 по введению обязательного маржирования по ПФИ.
Для обеспечения проведения операций по обязательному маржированию по ПФИ с иностранными контрагентами в федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнен список разрешенных операций по счетам за рубежом резидентов - юридических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами или профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В отсутствие поправок изменение международных правил совершения сделок с некоторыми видами ПФИ создавало риски как для участников российского финансового рынка, так и для российской экономики в целом.
В частности, вступление в силу требования об обязательном первоначальном обеспечении сделок ПФИ регулируемых лиц с российскими участниками рынка привело бы к тому, что ведущие российские банки и другие участники финансового рынка утратили возможность заключать и пролонгировать сделки ПФИ с регулируемыми лицами, подпадающими под требование об обязательном первоначальном обеспечении. Остальные российские участники рынка лишились бы возможности наращивать объем операций с иностранными контрагентами. Риск для прочих сделок ПФИ российских участников рынка состоял в утрате возможности хеджирования таких сделок, их фондирования и возникновении других косвенных негативных последствий «отключения» от международного рынка внебиржевых ПФИ.
Сворачивание трансграничных сделок ПФИ привело бы к существенному снижению ликвидности российского финансового рынка, в частности, рынка ПФИ, и сокращению возможностей хеджирования рыночного риска (валютного, процентного, товарного и кредитного) российскими компаниями и банками. Отсутствие возможности хеджирования процентного риска, в свою очередь, негативно повлияло бы на потенциал банковского сектора по кредитованию по плавающим ставкам и созданию «длинных денег» в экономике.
Разработка законопроекта осуществлялась при активном участии рабочей группы, созданной при Комитете по законодательству и регулированию на финансовом рынке СРО НФА. В состав рабочей группы вошли представители профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО) и др.), а также представители международных юридических фирм Linklaters и Clifford Chance.
Предложения группы по поправкам были переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку и отражены в финальной версии принятого Закона.