В предыдущей публикации АОИП мы рассказали, что крупнейший банк страны внедряет кредитную фабрику с очень быстрым принятием решений (20% кредитов выдаются в автоматическом режиме за семь минут, а в будущем их доля достигнет 80-90%).
Как этот тренд повлияет на сервисы краудлендинговых платформ и на конкуренцию между двумя продуктами?
Леонид Корнилов, основатель краудлендинговой площадки lemon.online отмечает: «увеличение доступности денег для малого бизнеса в России лежит в плоскости цифровизации процессов. По нашему прогнозу, к 2023-25 году, абсолютное большинство решений по выдаче кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будут автоматическими.
Краудлендинг сейчас – это первопроходцы в этом направлении. Развитие финтеха позволяет обрабатывать больший объем данных, вводить новые вводные, анализировать бизнес с разных сторон. Микробизнес не всегда ведет отчетность, не имеет или имеет недостаточно ликвидных залогов, им нужны срочные оборотные средства на короткий период. Но их можно оценить по другим параметрам.
Краудлендинговые площадки более мобильные и уже сейчас начинают работать с нестандартными данными о бизнесе – например, сотрудничают с платежными онлайн-системами или онлайн-кассами, отзовиками и прочими. Банки в этом плане консервативнее – их задача сохранять деньги, а площадок – зарабатывать. Современные платформы – краудфандинг, финтех, кредиттех – с помощью своего развития, создают конкуренцию и подталкивают банки заниматься цифровизацией продуктов и для бизнеса, как это было с физлицами.»
Александр Волгин, генеральный директор площадки Lendly.ru, в свою очередь комментирует: «если мы говорим про кредитные фабрики банков, то при всей правильности их подхода и массовом охвате, их сильная сторона - скоринг - в то же время является и уязвимым местом. Если заемщик даже на долю отклоняется от каких-либо внутренних требований или показателей, то банковская система автоматически выдает отказ. Это не означает, что заемщик – «мусорный», потому что скоринговые модели сделаны в общих принципах для всей массы, и по конкретному клиенту какой-то из показателей может быть несущественным. Именно отказники банков становятся нашими клиентами, потому что при сделках с недвижимостью мы более гибки и в оценке заемщика.
Единственное, в чем краудиндустрия пока проигрывает банкам - привычка и заемщиков, и инвесторов пользоваться только этим инструментом.»